Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Рукописи не поблагодарят

На экранах новая отечественная киноверсия «Мастера и Маргариты»

В прокат выходит «Мастер и Маргарита» Михаила Локшина — не столько экранизация, сколько постановка по мотивам булгаковского романа. Книга заслужила репутацию практически не поддающейся экранной адаптации, и новая картина, как убедилась Юлия Шагельман, это подтверждает.

Рукописи не поблагодарят

«Мастер и Маргарита» — еще один долгострой отечественного кино, выходящий в прокат вслед за «Воздухом» Алексея Германа-младшего. О производстве картины также было заявлено в 2018 году, когда она получила финансовую поддержку Фонда кино. Режиссером тогда значился Николай Лебедев, известный по «Легенде №17» (2012) и «Экипажу» (2016), а выход фильма на экраны планировался в 2021 году. С тех пор утекло много воды, у проекта менялись продюсеры (в частности, из него выбыл Константин Эрнст), режиссеры и сценаристы: на место Лебедева, занявшегося исторической драмой «Нюрнберг» (2023), пришел Михаил Локшин, дебютировавший в полном метре костюмной мелодрамой «Серебряные коньки», а новый сценарий он писал вместе с работавшим и на той картине Романом Кантором. Ходили слухи о приглашении то одной, то другой иностранной звезды — например, продюсеры носились с идеей предложить роль Воланда Гэри Олдману, но в итоге ее сыграл немецкий актер Аугуст Диль, у которого на крупных планах артикуляция не всегда совпадает с озвучкой, что, как и неуклюже цифровой мейн-кун Бегемот, выглядит немного странно в фильме с бюджетом 1,2 млрд руб.

Съемки по разным причинам отодвигались и в результате продолжались с июля по ноябрь 2021 года, хотя многие события картины кажутся буквально вырванными из свежей новостной ленты, словно подтверждая булгаковский тезис о том, что «народонаселение» в целом не слишком меняется, даже под влиянием квартирного вопроса.

Как и их не слишком удачливые предшественники — Юрий Кара в картине 1994 года и Владимир Бортко в сериале 2005-го — авторы сосредоточились в большей степени на московских перипетиях с участием загадочного иностранца, нежели на происходящем в Ершалаиме. Впрочем, нынешнее, совпадающее с книжным название «Мастер и Маргарита» все-таки подходит фильму лучше, чем промелькнувшее на каком-то из рабочих этапов «Воланд»: главные герои здесь именно они, а не заграничный «консультант» со свитой, которой почти не досталось экранного времени, и уж конечно, не прокуратор Иудеи Понтий Пилат и подследственный Иешуа Га-Ноцри.

Читать также:
Новый директор Пермского театра оперы и балета вернула руководителя балетной труппы

Последние двое появляются на экране сначала как персонажи будущего спектакля по пьесе безымянного Писателя, которого никто еще не называет Мастером (Евгений Цыганов). Еще вчера она была опубликована в толстом журнале и разрешена к постановке, а сегодня репетиции отменяются по требованию цензуры, тираж журнала изымают из продажи, а самого автора прогоняют через унизительное заседание МАССОЛИТа, разбирающего его многочисленные идеологические прегрешения, и изгоняют из этой организации. Друзья и коллеги при встрече отводят глаза, профессиональные перспективы в одночасье исчезают. Растерянный и придавленный всем этим, Писатель случайно знакомится с Маргаритой (Юлия Снигирь) — нет, не на бульваре, а на обочине первомайского парада,— и она становится музой для романа, в котором события, люди и даже коты из его жизни переплавляются через призму его воображения.

Вселенная картины двоится: здесь и как бы реальная Москва 1930-х, перекопанная вечной стройкой, в которой действие происходит по большей части в монументальных, сталинско-ампирных зданиях, играющих «роли» театра, ресторана, совучреждения, где заседают писатели; и альтернативная Москва из романа, в которой воплотился генплан 1935 года, с колоссальным Дворцом Советов на месте храма Христа Спасителя, парящими в небе дирижаблями и трамвайными путями на закованных в плитку Патриарших. Есть и третье, совсем фантасмагорическое измерение: в нем коммунальная квартира на Большой Садовой распахивается в потусторонний чертог дьявола, а сам Мастер, поэт Иван Бездомный (Данил Стеклов) и — внезапно — Степа Лиходеев (Марат Башаров) оказываются узниками психиатрической лечебницы совсем уж готично-конструктивистского вида.

Где-то на полях истории оживают и «настоящие» Пилат (Клас Банг) с Иешуа (Аарон Водовоз). Однако вся евангельская линия сведена к двум-трем декоративным эпизодам, включенным будто бы для галочки. А вместе с ней картина лишается и философско-экзистенциальных смыслов первоисточника, превращаясь в хронику совершенно материального и очень узнаваемого мира, где люди любят деньги, доносят друг на друга, колеблются в соответствии с указаниями вышестоящих инстанций, ходят на почти обнаженные вечеринки и на всякий случай извиняются до и после. Снято это все, спору нет, красочно, нарядно и с размахом. Как говорят в самом фильме, проделана большая работа.