Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Радикал-классицист

Умер режиссер Карлос Саура

В своем доме в пригороде Мадрида умер Карлос Саура, легендарный режиссер испанского кино. В январе ему исполнился 91 год.

Радикал-классицист

Как и его старший брат, известный художник Антонио Саура, будущий режиссер с детства был завсегдатаем музеев, открыл для себя Веласкеса и Гойю, а также мастеров авангарда. Мощная изобразительность — основа всех фильмов Карлоса Сауры. Он соединил в своем творчестве радикализм европейских «новых волн» и классическую основу искусства — прежде всего испанского, но открытого всему миру.

Среди испанцев много талантливейших кинематографистов, но не так уж часто они демонстрируют эту открытость. Саура — наследник по прямой Луиса Бунюэля и того авангардного духа, что стоит за ним. Он родился, когда уже были сняты «Андалузский пес» и «Золотой век», а первый фильм Сауры появился в 1960-м, когда уже гремели «На последнем дыхании» и «Сладкая жизнь»: Европа переживала буйный расцвет нового кино. И тем не менее Сауре удалось своими фильмами «Охота» (1966), «Сад наслаждений» (1970), «Ана и волки» (1973), «Кузина Анхелика» (1974), «Выкорми ворона» (1975) существенно обогатить кинематографический пейзаж его лучших десятилетий.

Вплоть до излета франкизма он был главным режиссером Испании (Бунюэль в те годы большей частью работал в Мексике и во Франции), непревзойденным мастером политической метафоры, родственной поэтике сюрреализма. Он сильнее всех воплотил фрустрации и травмы испанского общества эпохи диктатуры — между гражданской войной и свободой.

Читать также:
Актуализация безропотности

Подавленные желания, закрепощенная сексуальность, провоцирующая насилие,— характерные темы его картин этого периода.

А когда пришла свобода, Саура отнюдь не утратил вдохновения — в отличие от многих растерявшихся коллег. Настроения и стиль нового времени выразил вышедший на авансцену Педро Альмодовар, но Саура не сдал своих позиций и не отошел в тень. Он всерьез занялся расширением границ кино. Создал свой фирменный жанр документального мюзикла в фильмах «Фламенко» (1995) и «Танго» (1998): это не просто заснятые, а специально поставленные концерты, призванные проникнуть в самую сердцевину данного музыкального материала.