Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Мораль должна быть с кулаками

Выходит в прокат нашумевший триллер «Звук свободы»

На экраны выходит «Звук свободы» Алехандро Гомеса Монтеверде — драматический триллер о борце с торговлей «живым товаром», ставший неожиданным хитом американского летнего кинопроката. Самым большим сюрпризом для Юлии Шагельман оказалось то, как мало сюрпризов преподносит эта нашумевшая за океаном картина.

Мораль должна быть с кулаками

Если смотреть «Звук свободы», не зная об окружающих его дискуссиях и скандалах, то выглядит он как совершенно типичная голливудская продукция. Налицо все составляющие: реальная история в основе, остросоциальная тема, по поводу которой тем не менее имеется общественный консенсус (безусловно, похищение и сексуальная эксплуатация детей — это ужасное зло), простые и доходчивые формальные решения, духоподъемный месседж, умеренная критика американской правительственной бюрократии, благородный герой-одиночка, разорвавший связи с этой последней и спасающий человеческие жизни. Играет его Джеймс Кэвизел — на таком кастинге настоял прототип, основатель и бывший глава организации по борьбе с торговлей людьми Operation Underground Railroad (O.U.R.) Тим Баллард, впечатлившись игрой актера в «Графе Монте-Кристо» (2002). Хотя «Звук свободы», в котором Кэвизел то и дело куда-то или на кого-то проникновенно смотрит и взгляд его увлажняется слезами, конечно, отсылает к другой, более известной его роли — Иисуса в «Страстях Христовых» (2004).

От стандартных изделий крупных студий «Звук свободы» отличает разве что уж слишком явный упор на христианские ценности (мейджоры, рассчитывающие на широкую и разношерстную аудиторию, все-таки обычно работают чуть тоньше). Однако именно крупная студия — 20th Century Fox — должна была стать дистрибутором картины, снятой еще в 2018 году. Но в 2019-м «Фокс» был куплен «Диснеем», и фильм, как и многие другие, находился в подвешенном состоянии, пока права на него не выкупил его продюсер Эдуардо Верастеги, популярный мексиканский певец и актер мыльных опер, также играющий в нем небольшую роль. Еще четыре года занял поиск нового дистрибутора — им стала компания Angel Studios, специализирующаяся на «библейских» фильмах и сериалах и часто собирающая средства на свои проекты через краудфандинг.

За эти годы Кэвизел превратился в конспиролога и сторонника движения QAnon, разделяющего его теории, например, о международном заговоре педофилов-сатанистов, убивающих детей с целью получения из их тел омолаживающего гормона. Тех же взглядов придерживается и Баллард, чья организация сначала оказалась в фокусе журналистского расследования, заключившего, что она несколько преувеличивает масштаб своих добрых дел, а потом тихо рассталась со своим шефом без особых объяснений. Верастеги же стал ультраправым политическим активистом, призывающим в числе прочего к запрету абортов (уже после выхода фильма он подал заявку на участие в выборах президента Мексики в 2024 году).

Читать также:
«Автор сосредоточил свой творческий взгляд на пейзажах по всему миру»

Все это создало вокруг «Звука свободы» определенный контекст, отнюдь не помешавший, а то и поспособствовавший его финансовым успехам: на сегодняшний день картина с бюджетом в $14,5 млн собрала в американском прокате больше $183 млн, заняв десятую строчку в списке самых кассовых фильмов года, и это без традиционной рекламной и маркетинговой кампании. Помимо конспирологических форумов ее поддержали Дональд Трамп, Мел Гибсон и Илон Маск, консервативные общественные организации и церкви выкупали кинозалы целиком, кроме того, желающие могли оплатить «подвешенный» билет в кино для менее обеспеченных сограждан с целью вящего распространения благой вести. Режиссер Монтеверде, в свою очередь, горячо отрицает любые связи фильма с QAnon, дистанцируется от воззрений своих коллег и подчеркивает, что сам он вообще вне политики.

Никаких сатанистов в «Звуке свободы» нет, как нет вообще ничего, выходящего за конвенциональные рамки. Это добротно снятая, хотя и без яркого авторского почерка, история, в которой находится место и драме, и экшену. Второго, впрочем, куда меньше, хотя лучшая часть фильма — это спуск героя в поисках похищенных детей на колумбийское преступное дно. В том числе потому, что здесь у стоического до деревянности Кэвизела появляется колоритный экранный партнер: Билл Кэмп в роли раскаявшегося наркоторговца по кличке Вампиро, добавляющий красок и полутонов к черно-белой картине мира авторов. Последняя треть — спасение девочки Росио (Кристаль Апарисио) из лап повстанцев в джунглях — и вовсе уходит на территорию не слишком правдоподобного боевика. Заметно, что Монтеверде, начавший работу над сценарием еще в 2015 году, и вправду ориентировался скорее на «Убийцу» Дени Вильнёва и сериал «Наркос», как раз тогда вышедших на экраны, нежели на горячечные интернет-фантазии.

Однако режиссер ни на минуту не забывает о важности своего послания, и его назидательность и манипулятивность в итоге перевешивают непосредственные впечатления от показанных и скрытых за кадром невыразимых ужасов. Это превращает «Звук свободы» в фильм, выйдя с которого зрители скорее выдохнут с облегчением и порадуются, что все увиденное никогда не случится с ними и их детьми, чем действительно задумаются о реальной ситуации с современным рабством.