Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Уход старейшин

Умерла Вера Васильева

На 98-м году жизни скончалась народная артистка Советского Союза Вера Васильева. Три четверти века она прослужила в московском Театре сатиры.

Уход старейшин

Всего несколько часов после смерти 98-летней Юлии Борисовой старейшина московского Театра сатиры Вера Васильева прожила в статусе старейшей из живущих народных артистов Советского Союза. Их, двух всеми уважаемых знаменитостей, покинувших этот мир буквально на протяжении суток, при жизни никому не приходило в голову сравнивать — замкнутую, строгую, молчаливую, не подпускавшую к себе чужих Юлию Константиновну и открытую, общительную, улыбчивую Васильеву, которую и на десятом десятке лет все называли Верочкой. Последние десятилетия обе они провели в общепризнанном статусе «королев-матерей» московской сцены, но царствовали очень по-разному: Борисова — отшельницей и затворницей, очень редко светившей прямым светом, Васильева — деятельной, действующей актрисой, по-юношески жадной до ролей и охотно делившейся со всеми рецептами долголетия и активности.

Срифмованный небесами уход двух долгожительниц проявил и общее в их биографиях.

Не только год рождения, трудно представимый нам 1925-й, но и нечто иное, столь же трудно поддающееся сегодняшнему пониманию театрального дела: три четверти века обе были верны одному театру. И неважно, о Вахтанговском или Театре сатиры идет речь,— такое у этого поколения было понимание творческой миссии и профессионализма. И Борисова, и Васильева никогда не были замечены ни в каких «скандалах, интригах, расследованиях», нелегкие у обеих перипетии театральных биографий проживались ими внутри себя, с несегодняшним достоинством, неизменно тактично и даже изящно. Обе были, что называется, сугубо театральными актрисами — у Борисовой вообще были всего три кинороли, хотя две из них оказались вехами в истории советского кино 50–60-х годов. Вера Васильева снималась в кино не так скупо, но ее главные фильмы, «Сказание о земле Сибирской» и «Свадьба с приданым», были сняты вообще еще в сталинские времена, потом были эпизоды или проходные роли. Тогда за молодой актрисой закрепилось амплуа задорной, обаятельной, неунывающей девушки со знаменитыми ямочками на щеках.

Читать также:
Художник всей нашей жизни

Массовый советский зритель после тех фильмов заново открыл и полюбил Веру Васильеву уже в телеверсии спектакля Валентина Плучека «Безумный день, или Женитьба Фигаро», где Васильева лукаво и грациозно сыграла графиню в великой «сборной команде» Театра сатиры — вместе с Андреем Мироновым, Александром Ширвиндтом, Татьяной Пельтцер, Георгием Менглетом и другими артистами. Васильева играла немало, часто не придираясь к качеству драматургии, а годы простоя в родном театре компенсировала работами в других театрах, и не только в столичных — с удовольствием ездила играть русские классические роли в областные драмы Твери или Орла.

Васильева умно и щедро распоряжалась своим дарованием, не претендуя на те драматические регистры, в которых была, скорее всего, не особенно сильна, зато музыкальность свою, легкость и обаяние умела подать выигрышно и на пользу спектаклям, в которых участвовала.

Годы прибавили к сильным сторонам ее таланта особое, ценимое преданными поклонниками старомодное благородство. К зрителям своим она всегда была неизменно доброжелательна и по-родственному внимательна, а публика ей платила ответной искренней и бескорыстной благодарностью. Много лет Вера Васильева работала секретарем Союза театральных деятелей по социально-бытовым вопросам — и непритворная забота о коллегах как-то очень естественно становилась продолжением ее заботы о зрителе. Она словно была наглядным примером того, как знаменитой актрисе можно достойно существовать в любых исторических или экономических обстоятельствах. И долгая жизнь была дарована ей, возможно, и для того, чтобы этот пример был как можно более убедительным для остающихся.