Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Всемирная фестивальная отзывчивость

Зальцбургский фестиваль возьмется за Достоевского

Объявлена программа Зальцбургского фестиваля 2024 года. Среди премьер — сразу две известных русскоязычных оперы ХХ века по романам Достоевского. Подобного в Зальцбурге не бывало и в прежние времена, но в теперешних условиях такое программное решение выглядит по-настоящему оглушительно, признает Сергей Ходнев.

Всемирная фестивальная отзывчивость

Ни «Игрок» Сергея Прокофьева (1916), ни «Идиот» Моисея (Мечислава) Вайнберга (1986) никогда ранее в Зальцбурге не ставились. За «Идиота» — что, учитывая польское происхождение композитора, более или менее ожидаемо — возьмется один из очевидных зальцбургских фаворитов, режиссер Кшиштоф Варликовский вместе со своей уже привычной командой (художник Малгожата Щесняк, драматург Кристиан Лоншан). В качестве дирижера-постановщика дебютирует литовка Мирга Гражините-Тила, чья международная карьера началась именно в Зальцбурге с победы на конкурсе молодых дирижеров в 2012 году. Князя Мышкина споет Богдан Волков, а Настасья Филипповна и Рогожин поручены, соответственно, Аушрине Стундите (титульная партия в зальцбургской «Электре» опять-таки Варликовского, 2020) и Владиславу Сулимскому, звезде лучшей оперной постановки Зальцбурга-2023 — «Макбета» Верди, где постановщиком был все тот же именитый польский режиссер.

Музыку Вайнберга (1919–1996) широкий отечественный зритель знает по фильму Калатозова «Летят журавли» и по классическим советским мультикам о Винни-Пухе и льве Бонифации, но Вайнберг как оперный композитор — по большому счету, открытие 2010-х, когда его «Пассажирка» и «Идиот» впервые стали полноценно исполняться на российских и западных сценах. С «Игроком» Прокофьева, первая постановка которого состоялась в Брюсселе еще в 1929 году, все иначе; из громких театральных версий XXI века можно вспомнить хотя бы постановку Дмитрия Чернякова в Берлине (2008). Но в Зальцбург на постановку прокофьевской оперы позвали Питера Селларса. Решение неожиданное: давние заслуги великого американского постмодерниста неоспоримы, но все-таки его зальцбургские работы последнего десятилетия («Милосердие Тита» и «Идоменей») оставляли стойкое ощущение, что, эвфемистически выражаясь, творческая весна режиссера миновала, причем не вчера и даже не позавчера. Впрочем, кто знает: вдруг Селларс мистическим образом особенно удачно сработается уже не с Теодором Курентзисом, как раньше, а с российским дирижером Тимуром Зангиевым, который выпускает «Игрока». Команда солистов в этот раз подчеркнуто интернациональна: компанию Асмик Григорян (Полина) составят китайский бас Чен Пейсин (Генерал), американский тенор индийского происхождения Шон Паникар (Алексей), который в свое время пел у Кшиштофа Варликовского в зальцбургской постановке «Бассарид» Хенце, и любимица помянутого Дмитрия Чернякова литовская прима Виолета Урмана (Бабуленька).

Третьей премьерой зальцбургского лета следующего года станут «Сказки Гофмана» Оффенбаха в постановке француженки Мариам Клеман с Марком Минковски за дирижерским пультом. Необходимую для фестиваля моцартовскую квоту составит, во-первых, «Милосердие Тита» в постановке Роберта Карсена, которое по сложившейся традиции «переедет» в летнюю программу после майской премьеры на зальцбургском же «Фестивале на Пятидесятницу» (Pfingstfestspiele), где партию Секста споет Чечилия Бартоли. А во-вторых — возобновление «Дон Жуана» в постановке Ромео Кастеллуччи (2021), где Донну Анну снова споет прославленная солистка Пермской оперы Надежда Павлова, а дирижировать снова будет Теодор Курентзис. Только располагаться в яме будет уже не оркестр musicAeterna, как в 2021-м, а новый витринный курентзисовский коллектив Utopia — чтобы фестиваль, упаси Бог, не заподозрили в сотрудничестве со спонсирующими господина Курентзиса российскими банковскими структурами.

Читать также:
Умер японский композитор Рюити Сакамото

Канадец Роберт Карсен станет, кроме того, первым неавстрийским режиссером, который представит в этом году свою версию мистерии Гуго фон Гофмансталя «Имярек». Это уже довольно чувствительно, поскольку «Имярек», которого показывают под открытым небом прямо на ступенях зальцбургского кафедрального собора,— архитрадиционная часть фестиваля, его святыня и талисман. Но к этому нужно прибавить, что куратор всей зальцбургской драматической программы с наступающего года — российский критик, театровед и режиссер Марина Давыдова. Как примет все эти шаги зальцбургского интенданта Маркуса Хинтерхойзера австро-германская пресса — вопрос. Но все-таки то, как именно «достоевская» тематика дастся мастерам социально-обличительного жанра Селларсу и Варликовскому — материя гораздо более увлекательная. И непредсказуемая.