Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

«Приятно, что в истории кинематографа остался и Эммануэль Радницкий»

Дмитрий Буткевич — о творчестве дадаиста и сюрреалиста

Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает о проекте, посвященном Ману Рею.

«Приятно, что в истории кинематографа остался и Эммануэль Радницкий»

В рамках 100-летия сюрреализма, конечно, нельзя пропустить имя Ман Рея. Эммануэль Радницкий, сын еврейских эмигрантов из Ковенской губернии России, справедливо считается реформатором мирового фотоискусства. Однако и в кино Ман Рей также сказал серьезные слова.

Закрученные спирали, танцующие ноги, дергающиеся морские звезды и брошенные кости — все эти сюрреалистические штучки можно теперь увидеть в недавно выпущенной коллекции из четырех экспериментальных короткометражек этого дадаиста и сюрреалиста. Проект был представлен еще в мае 2023 года на Каннском кинофестивале. Широкий релиз от дистрибутора Janus Films начинается в этом месяце, как раз в то время, когда сюрреализм и начинает праздновать свое 100-летие.

Le Retour a la Raison (1923 год), Emak-Bakia (1926), L’Etoile de Mer (1928) и Les Mysteres du Chateau du De (1929 года) — 70 минут, которые сейчас сопровождаются гипнотической авангардной партитурой, изобилующей гитарными риффами, перкуссией и гудящими синтезаторами, от режиссеров Джима Джармуша и Картера Логана.

Читать также:
Античный трагифарс

Я ценю достижения сюрреалистов, но вот дадаисты, с моей точки зрения, — те, кто перевернул арт-мир и до сих пор оказывает на него абсолютно авторитетное влияние. Ман Рей близок и вторым, и первым, поэтому с радостью буду рассказывать о его кинематографической карьере. Приятно, что в истории кинематографа остались не только Бунюэль с Дали, но и Эммануэль Радницкий.

Первый фильм Le Retour a la Raison («Возвращение к разуму») был создан при поддержке поэта Тристана Тцара для дадаистского вечера. Ман Рей посыпал пленку солью и перцем, «как повар, готовящий жаркое», как он однажды выразился. На экране пульсируют приправы, булавки и заклепки. Эти композиции перемежаются огнями вращающейся карусели и обнаженным женским торсом, поворачивающимся перед окном. Кредо случайности, и при этом эстетское внимание к линии, рисунку и движению.

Во время премьеры в 1923 году неумело смонтированная пленка дважды рвалась, вызвав бурю негодования. Дадаист, чего ж вы хотите!