Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Первый после Петипа

Умер Пьер Лакотт

На 92-м году жизни скончался Пьер Лакотт — французский хореограф, великий стилизатор и пассеист, возродивший моду на старинные балеты во всем мире. Балетмейстер, которому Россия обязана не меньше, чем Франция, и который любил Россию не меньше, чем Францию.

Первый после Петипа

Профессиональный взлет Пьера Лакотта был таким стремительным, а жизнь такой долгой, что в его биографии самым неправдоподобным и самым непринужденным образом смешались три столетия. Учился он у бывших корифеев XIX века, а свой последний балет — трехактный спектакль «Красное и черное» — сочинил для нового поколения Парижской оперы в 2021 году.

В кордебалет Парижской оперы Пьер Лакотт поступил в 1946-м, 14-летним, однако чрезвычайно подкованным подростком. В школе его учили француз-педант Густав Рико и виртуозка Карлотта Замбелли, прошедшая суровые экзерсисы миланской школы: оба свою артистическую карьеру сделали еще в конце XIX столетия. Но дотошный мальчишка брал частные уроки и у русских балерин-эмигранток, накрепко запоминая все особенности и отличия трех главных балетных школ. Русская пришлась ему особенно по сердцу: всю жизнь своим главным педагогом он называл Любовь Егорову, выпускавшуюся, в свою очередь, у Энрико Чекетти — итальянского виртуоза, воспитавшего не только плеяду императорских прим, но и всех премьеров дягилевской труппы.

Высокий, длинноногий, статный, с отличными природными данными и светлой головой, юный Лакотт делал в Парижской опере прекрасную карьеру, став первым танцовщиком к 19 годам. Но буйная художественная жизнь послевоенной эпохи сбила его с наезженной колеи: классический премьер ушел из Оперы, начал сочинять самостоятельно; в 1950-е возглавлял «Балет Эйфелевой башни», в 1960-е — Ballets des Jeunesses Musicales de France, поставив там 35 балетов и женившись на лучшей балерине труппы Гилен Тесмар.

Читать также:
Материнство в чартах

Возможно, танцовщик-хореограф Лакотт так бы и остался плодовитым, но не слишком оригинальным современным автором, возглавлявшим труппы второго ряда, если бы не производственная травма, запершая его дома и заставившая искать новые источники вдохновения.

Травма оказалась судьбоносной: Лакотт, не забывший рассказы и показы своих давних наставников, вновь страстно увлекся балетной стариной. Перекопав горы старинных документов, гравюр, рецензий и мемуаров, он реконструировал главный романтический балет в истории балетного театра — знаменитую «Сильфиду» Филиппо Тальони, отдав коронную роль Марии Тальони своей жене, Гилен Тесмар. Французское телевидение, записав и показав эту «Сильфиду», грянуло сенсацией. Возрожденный балет оказался таким очаровательным, живым и подлинным, что его тут же захотели поставить театры многих стран: в мире вспыхнула мода на пассеизм. Для Лакотта важнейшим из заказчиков стала Парижская опера, куда его жену-Сильфиду зачислили сразу на положение этуали, в обход всех существующих правил. Для нас же важнейшими стали гастроли главной парижской труппы, показавшей «Сильфиду» в Кремле в 1977 году: в отличие от западных авангардистов, романтический французский балет можно было ставить и в СССР.