Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Палочковый резерв

Сергей Ходнев о новых руководителях Госоркестра и хора им. Свешникова

Аккурат к началу сезона случилось два громких назначения в известнейших и статусных музыкальных коллективах страны. Художественным руководителем Государственного академического симфонического оркестра РФ им. Е. Ф. Светланова стал Филипп Чижевский. Аналогичный пост в Государственном академическом русском хоре им. А. В. Свешникова получила Екатерина Антоненко.

Палочковый резерв

Должности эти освободились не одновременно и по очень разным причинам. Госоркестр, напомню, с 2011 года возглавлял Владимир Юровский, при котором у сильно «просевшего» в постсоветское время коллектива случился настоящий ренессанс. Потом, в 2021 году, пост худрука получил Василий Петренко, но в самом начале марта 2022-го он подал в отставку, признав, что после начала СВО больше не считает для себя возможным сотрудничество с оркестром. С тех самых пор, то есть два с лишним года, Госоркестр имени Светланова жил без «музикдиректора».

У хора имени Свешникова в недавней истории политических демаршей не было, кресло художественного руководителя так долго не пустовало, но были управленческие неприятности. На одного худрука, Евгения Волкова, в Министерство культуры поступали жалобы, после чего тогдашний министр Владимир Мединский инициировал проверки и в самом конце 2019-го хормейстера уволил. Новым худруком стал Геннадий Дмитряк, но у почтеннейшего хорового дирижера с административными вопросами тоже не задалось, кампании жалоб продолжились, но на сей раз с отставкой не спешили и провели ее максимально тихо только теперь.

Время нынче такое, что, кажется, мало кто удивился бы, если бы руководить еще и Госоркестром назначили Валерия Гергиева. В хоре имени Свешникова представить маэстро чуточку труднее, но в конце концов возглавляет же Валерий Абисалович в дополнение ко всей прочей нагрузке Всероссийское хоровое общество, и ничего.

Но нет. Госоркестр возглавил 39-летний Филипп Чижевский, один из самых необычных и универсальных дирижеров своего поколения. Публика его прекрасно знает что по ансамблю Questa Musica, собственному инструментальному и хоровому коллективу Чижевского, что по гостевым выступлениям со столичными оркестрами, что по оперным постановкам в Перми и в Москве. Кому-то больше по душе его работы со старинным репертуаром, эффектные и иногда эксцентричные, кому-то — с современной музыкой (и то и другое он исполняет экспертно), но опыт, индивидуальность, капельмейстерская хватка и неординарное видение в любом случае очевидны. К тому же вот о чем в данном случае не придется волноваться, так это о старении филармонической аудитории и о том, что молодежь, мол, не заарканишь на серьезные симфонические концерты. У Чижевского большая «фанбаза», в солидной части как раз таки молодежная, а личный его имидж от академичности тоже настойчиво далек.

С Екатериной Антоненко тоже удача: еще с конца 2000-х, когда созданный ею ансамбль Intrada начал регулярно выступать на больших площадках, стало очевидно, что у нас вообще-то уже очень давно не появлялось настолько сильных, способных и широко образованных хоровых дирижеров. Среди отечественных коллективов мало кто умеет исполнять возрожденческую полифонию и барочную хоровую музыку с таким европейским классом, как Intrada; сейчас, когда в России не услышишь ни Филиппа Херревеге, ни Уильяма Кристи, это существенно, но дело даже не в этом — у Екатерины Антоненко с поразительно культурным, чистым, стилистически выдержанным звуком получаются и авангард, и русская хоровая классика, и отечественные же раритеты XVII–XVIII веков.

Читать также:
«Его фантазию заполняли лабиринты, тигры, рыцари, зеркала»

Очень хорошие, словом, кадровые решения. Но надо признать, что они также напомнили о том, до какой степени невелика сейчас «скамейка запасных», особенно по части больших симфонических дирижеров.

Взять главные филармонические события прошлого сезона. Кто дирижеры? Александр Рудин (уже возглавляющий Российский национальный оркестр), Федор Леднев, Филипп Чижевский, снова Александр Рудин, снова Филипп Чижевский… В «Зарядье», правда, есть еще Иван Рудин, сын Александра Рудина, и там же регулярно выступает Валерий Гергиев, но у него, понятно, своя повестка дня. Как, естественно, и у Теодора Курентзиса, предпочитающего творческое существование «в своем режиме».

Остается из сколько-нибудь крупных фигур, например, Дмитрий Юровский, которому даже некоторые прочили пост в Госоркестре, но, как теперь видно, ошибались. То ли потому, что дирижер не захотел наследовать своему брату Владимиру Юровскому. То ли, что вероятнее, потому, что у Дмитрия Юровского и так хватает нагрузки. Он художественный руководитель Новосибирского театра оперы и балета, а также музыкальный руководитель и главный дирижер Красноярского театра оперы и балета. Обычно два оперных театра никто из дирижеров на себя не взваливает, но тут пришлось, и именно потому, что выбор ограничен. Кадровые решения в таких обстоятельствах приобретают оттенок вынужденности. Скажем, Большой симфонический оркестр имени Чайковского сделал главным приглашенным дирижером (с возможной перспективой на будущее руководство) Феликса Коробова, главного дирижера Музтеатра Станиславского: необычное решение, но опять же обойма-то невелика.

Безусловно, есть и еще успешные и состоявшиеся российские дирижеры с мировой карьерой. Однако кто-то из них работать в России не хочет принципиально, а кто-то готов приезжать и выступать, но не готов по каким бы то ни было соображениям связывать себя сейчас серьезными обязательствами с государственными оркестровыми учреждениями.

Как знать, на будущее-то смена, возможно, и образуется, если судить по концертным ангажементам совсем молодых перспективных маэстро Федора Безносикова, Ивана Никифорчина (недавно назначенного худруком Московского государственного академического оркестра), Филиппа Селиванова. Но пока эта смена еще подрастает.