Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

«Оливье» по новому рецепту

Содержание:

Новогодние музыкальные программы

На советском телевидении эпохи застоя новогодние программы были источником новой музыки. Там появлялись поп-хиты, которые потом целый год крутили на дискотеках. В 1990-е телевидение свернуло в сторону ретро, и все новогодние шоу стали соревноваться исключительно в том, кто из старых звезд лучше споет старые песни. Прошедшие праздники изменили этот тренд, считает Игорь Гаврилов.

«Оливье» по новому рецепту

После скандальной вечеринки Анастасии Ивлеевой началось спешное редактирование новогодних телевизионных шоу. Если прошлый Новый год телевизионные шоу остались без ряда украинских звезд, а также без артистов, высказавшихся против действий России на украинской территории, то за «голой вечеринкой» последовала новая кампания по чистке эстрадных рядов.

Оставив в стороне статистику, можно сказать, что с художественной точки зрения новогодний эфир если не похорошел, то существенно обновился.

«Иван Васильевич» слегка изменился

Больше всего в конце 2023 года обсуждали радикальное избавление новогодних программ от Филиппа Киркорова. Например, его убрали из фильма «Иван Васильевич меняет все!», который должен был стать хитом новогоднего эфира на канале ТНТ.

Музыку Александра Зацепина из оригинального «Ивана Васильевича» воспроизвели почти буквально. Плюс добавили более поздние знакомые мелодии вроде «Тополиного пуха» «Иванушек Int.» или «Умы Турман» Uma2rman. Из относительно новых лиц стоит отметить GAYAZOV$ BROTHER$, Султана Лагучева и polnalyubvi. Был и очень странный музыкальный номер. Это песня ABBA «Gimme! Gimme! Gimme! (A Man After Midnight)» в исполнении квартета звезд поколения TikTok — Люси Чеботиной, Вани Дмитриенко, Niletto и Мии Бойки. Правообладатели в титрах фильма не были указаны, только авторы — Бьорн Ульвеус и Бенни Андерссон.

Еще одно новогоднее шоу ТНТ, «ComedyVision!», с точки зрения музыки скорее расстроило. Попытки нестандартно подойти к праздничному контенту делались, но лучше бы их не было. Такие задачи, как микс народной песни «Валенки» и рэпа Снупа Догга или Daft Punk и Стаса Михайлова, оказались для создателей шоу неподъемными.

«Огонька» не найдется

Филиппа Киркорова убрали и из новогоднего огонька на канале «Россия 1». За ним последовала и другая гостья Анастасии Ивлеевой — Лолита Милявская.

Освободившиеся места за столиками с шампанским были щедро распределены между ведущими вечерних политических шоу. Видно было, что сцены с аплодисментами и восторгами отсняты в другое время, но журналисты и их единомышленники — деятель культуры Иван Охлобыстин, шахматист Сергей Карякин или певица Юта — были не против сыграть по этим незыблемым правилам.

В шоу были и люди в военной форме, а рядом с ними — военкоры, которые помогали ведущему Дмитрию Губерниеву общаться с гостями. Поздравляя родную страну, военные в лаконичной форме описывали происходящее в зоне СВО, обходясь при этом без топонимов.

В музыке был сделан традиционный акцент на проверенное ретро. В этих знакомых номерах можно было найти новые смыслы. Участник «голой вечеринки» Дима Билан спел песню «Как молоды мы были», и из строчки «Мы друзей за ошибки прощали, лишь измены простить не могли» можно было сделать вывод, что его визит к госпоже Ивлеевой признан ошибкой, но все же не изменой. В самом конце шоу украинская певица Таисия Повалий исполнила песню «Любовь одна виновата» из репертуара Аллы Пугачевой. То есть совсем обойтись без Украины, как и без Пугачевой, на «Огоньке» не смогли.

«Первый» и не последний

На новогоднем шоу «Первого канала» «Самый первый Новый год», вышедшем в ночь на 31 декабря, военкоров не было, как и Филиппа Киркорова. Шоу было размещено на YouTube-канале клуба «Газгольдер», где и снималось. Во главе праздника оказались Егор Крид, Баста (Василий Вакуленко) и Антон Беляев, которые сидели у камина и произносили какие-то на удивление человеческие слова.

Без кавер-версий не обошлось. Леша Свик спел «Замок из дождя» Владимира Преснякова, а Антоха МС — «Туда» Михея. Но это песни, которые на самом деле есть в их регулярном репертуаре. И сам факт перепроизводства кавер-версий в сегодняшней поп-индустрии ведущие спокойно и с юмором обсуждали в кадре.

Остальные охотно пели свое. Вряд ли к самой новогодней ночи подпустили бы Амирчика или Инстасамку, Валю Карнавал или Tesla Boy, как и пса Василия Вакуленко, который живет в его клубе. Сложно вспомнить, когда еще ведущий в новогоднем шоу на федеральном канале был в компании собаки. Раньше такое было возможно только в «Вечернем Урганте». Программа не выходит в эфир с 2022 года, но ее творческий коллектив востребован. Альянс «Вечернего Урганта» и «Газгольдера» задал федеральному эфиру здоровый освежающий тон.

Читать также:
Сценаристы хотят быть комнатными

Цифровая любовь

Команда «Вечернего Урганта» участвовала и в создании спецпроекта видеоплатформы Kion «Я тебя люблю». Это шоу в большой степени сделано по рецептам «Ciao, 2020!». Тогда Иван Ургант и его коллеги превратили парад звезд отечественной эстрады в фестиваль в Сан-Ремо. И песни, и конферанс были переведены на итальянский язык. Эксперимент был настолько талантливым, что его оценили и в самой Италии, а некоторые номера получили там вирусную популярность.

«Я тебя люблю» — шоу на французском. Его ведущим стал Фантомас (Сергей Бурунов), а репризы между песнями были построены на фрагментах из сверхпопулярных отечественных фильмов, перенесенных в мир французского кино. Эпизоды из фильмов «Москва слезам не верит», «Вокзал для двоих», «Любовь и голуби» и других были перелицованы так остроумно, что первоисточник не сразу узнаешь.

Знаменитая сцена в купе из фильма «Вокзал для двоих» происходит в поезде Ницца—Канн. Гендерные роли поменялись. Теперь лидирующая роль в сцене — у женщины, и это она подгоняет партнера: «Але-але!» Героиню по имени НикитА, привыкшую к быстрому сексу на стоянке поезда, играет Анна Михалкова. Стоит ли напоминать, что в оригинале это был ее отец. Диалоги переведены не буквально, и «Динамо-Москва» здесь звучит как «Пари Сен-Жермен». Это тот редкий случай, когда знакомые с детства до кадра и до буквы фильмы вдруг играют новыми красками, да еще и загадывают зрителю ребусы: «А это откуда? А что это они так перевели?»

От того, как Тося Чайкина и Сергей Сироткин, лучшие инди-артисты своего поколения, перепевают по-французски «Диалог у новогодней елки» Сергея Никитина, захватывает дух, но это еще более или менее предсказуемое решение, как и зажигательная франкофонная «Маршрутка» группы IOWA. А вот для того, чтобы сделать почти настоящего Джо Дассена из Артура Пирожкова, нужно иметь вкус и талант.

Если «Ciao, 2020!» снимали в пору полной открытости миру и шоу выглядело во многом как постмодернистская шутка, то проект Kion отсылает не только к «трофейному» кино, но и к характерным для ТВ застойных лет жанрам — бенефису и «Кабачку «13 стульев»», где зарубежные поп-хиты и странные персонажи с нерусскими именами оказывались в сюрреалистическом советском экранном мире. «Я тебя люблю» показывают только на цифровой платформе. Как и в случае с сериалом «Слово пацана», рынок созрел для того, чтобы новогодние телехиты создавались вообще без оглядки на эфир.

Помимо «Я тебя люблю» были и другие шоу, сделанные исключительно для онлайн-показов.

Например, «МТС Лейбл» придумал фильм-концерт «1993% хитов», в котором персонажи типа SQWOZ BAB, Dead Blonde, Mirele, GSPD перепевали хиты 30-летней давности. Понять, зачем молодым людям переделывать «Фотографию 9х12» или «Привет с большого бодуна», можно, только если за этим стоит мощная креативная идея, как у Kion. Ее у «МТС Лейбла» не было.

Творческая группа, связанная с брендами «Больше Production», «аппрув» и BandLink, не выходя за дверь одной-единственной квартиры, сняла шоу «Голубой Андеграунд». Здесь отметились артисты, чьи имена известны только знатокам глубоко законспирированного инди. Программа вышла не слишком изобретательной, зато все герои пели свои собственные песни. Вряд ли эти песни в 2024 году будет петь вся страна. Однако уже сама попытка объединиться вопреки мейнстриму и отменам, продолжить свое дело, не имея миллионных бюджетов, заслуживает уважения. Единственный по-настоящему прискорбный недостаток «Голубого Андеграунда» — типичный для отечественной независимой музыки синтетический саунд 1980-х и 1990-х. Песни вроде новые, а некоторые послушаешь — и кажется, что их отбраковали на съемках «Огонька» в 1984-м.