Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Ню и автор

«Обнаженная муза Пьера Боннара»: бесхитростный байопик художника

Показанный на последнем Каннском фестивале фильм «Обнаженная муза Пьера Боннара» почти год спустя вышел в российский прокат. Муки и радости выдающегося французского художника сняты тщательно, но выглядят бессодержательно.

Ню и автор

Париж, зима 1893 года. Пьер Боннар (Венсан Макень), чье имя уже на слуху, увлеченно пишет новую натурщицу, пока безымянную. Утром он заприметил ее на улице, наверное, недалеко от Монмартра, и вот она уже нехотя обнажает перед ним грудь, а затем нежится на постели, запрокинув голову в посткоитальной истоме. Задумывавшееся как очередной этюд, это величественное ню, подчинившее себе сумрачный и неряшливый интерьер богемной студии, вскоре станет сенсацией Салона независимых, а с годами будет объявлено шедевром постимпрессионизма. Но Марта — именно так зовут задремавшую в гостях у гения девушку — даже не догадывается о той роли, которую ей предстоит сыграть в истории мирового искусства. Ее мысли заняты будничными хлопотами — как прокормить себя и как помочь сестре с матерью. Она из бедной семьи, которой страшно стыдится, у нее слабое здоровье, если верить безучастным докторам. Шансы выбиться из нищеты или попросту выжить ничтожно малы, странного мужчину, забросившего карьеру юриста ради холстов и красок, она полюбит с первого взгляда, ведь он единственный, кто может ее спасти. Спустя 32 года они поженились.

«Боннар Пьер и Марта» Мартена Прово, режиссера, зарекомендовавшего себя как автора бесхитростных мелодрам о незначительных тяготах галльского бытия, традиционно получил в российском прокате громоздкое и несколько искажающее суть название «Обнаженная муза Пьера Боннара». Видимо, с целью завлечь зрителя пикантными аспектами креативного процесса: художники ведь, как известно, не столько творят, сколько предаются порокам, тем более в Париже времен Belle epoque, где французский поцелуй неизменно приводил к французской же болезни. Вопреки русскому названию, обнаженной натуры в фильме минуты на две, остальное экранное время занимают оголенные нервы героинь, попавших по злому умыслу судьбы в поле зрения Пьера Боннара. Критики прозвали его живописцем радости, догадываясь, впрочем, что, за границей кадра/рамы неизменно вступало в свои права горе, причиненное им законной супруге Марте (Сесиль де Франс) и любовнице Рене Моншати (Стейси Мартин), в итоге покончившей самоубийством.

Читать также:
Выбор музыки в стиле хип-хоп: советы и рекомендации для начинающих слушателей

В принципе эту картину стоило бы отнести к жанру типичного байопика. Повествование линейно, аккуратно поделено на декады — первый секс, первый шедевр, первая седина, Первая мировая. Затем действие заходит на второй круг в аналогичной последовательности — с единственной разницей: Марта умерла почти сразу после победы союзников, а Боннар еще погоревал в одиночестве на солнцепеке Лазурного берега. В качестве навязчивого рефрена повторяются не только разрушительные войны, но и символизирующие вечную юность и артистизм пробежки голышом от ателье до Сены — даже агонизируя, герой этого байопика вспоминает, как носился по лугам, скопированным с пейзажей из коллекции Музея Орсе, в компании своих усопших муз, заливавшихся тогда звонким смехом.

Жизнеописания художников в кино обычно стремятся к карикатурным упрощениям и пошлым обобщениям. Авторы мечутся между информативностью и загадкой. С одной стороны, нужно пересказать содержание выставочного каталога, придерживаясь хронологии, с другой — сорвать покров тайны с души, в недрах которой родилась либо Сикстинская капелла, либо «Сикстинская Мадонна». В результате получается смесь «Арзамаса» (подкаста) с Азнавуром (исполняющим хит «La Boheme»). С «Обнаженной музой Пьера Боннара» ровно так и вышло. Вот протагонист милостиво объясняет Марте, кто есть кто на парижском арт-небосклоне: «Это мои друзья «Наби», в переводе с древнееврейского «пророки», слева Вюйар, справа Серюзье, да смотри не перепутай». А вот протагонист прячется, словно по тексту песни, за цветущей сиренью или указывает Клоду Моне на редкую кувшинку в пруду. И только живопись Боннара являет трагическую истину — эти знаменитые обнаженные, прикорнувшие в теплых ванных, чем дальше, тем все более отчетливо напоминающих ледяные саркофаги, кажется, готовы сомкнуть свои заплаканные очи навеки. Слабая здоровьем Марта вынесет многое и умрет не от старости, а от несчастья. Но и покой с волей, как видно по написанным эгоистичным мужем шедеврам, ей даже не снились.