Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Ноты с протестом

Политика как регулятор музыкальной индустрии

В Грузии отменили концерт группы Massive Attack, а в Великобритании в разгар сезона прерваны спонсорские отношения банка Barclays с тремя крупнейшими фестивалями под открытым небом. Теперь зрителям, прежде чем покупать билеты, нужно внимательно изучать, какие ценности исповедуют не только артисты, но и организаторы, и спонсоры, считает Игорь Гаврилов.

Ноты с протестом

Британская трип-хоп-группа Massive Attack отменила концерт в Грузии. Он должен был пройти 28 июля в зале Black Sea Arena недалеко от Батуми. Концерт был запланирован в рамках правительственной программы Starring Georgia, направленной на повышение туристической привлекательности Грузии. Все концерты этой серии финансируются государством, а значит, приехать могли дорогостоящие артисты, которых местные промоутеры без поддержки властей не потянули бы. В рамках программы на десятитысячной арене выступили Найл Роджерс, Imagine Dragons, Бруно Марс, One Republic, Scorpions, а также The Killers — на их концерте разразился скандал с барабанщиком из Санкт-Петербурга, которого группа пригласила на сцену, чтобы сыграть в одной из песен (“Ъ” писал об этом в номере от 29 августа 2023 года). Программа Starring Georgia наряду с прочим — отдушина для меломанов из России, лишившихся в 2022 году концертов международных стадионных звезд.

Группа Massive Attack анонсировала концерт в Black Sea Arena в апреле. Тогда же проевропейское грузинское движение Shame обратилось к Massive Attack с открытым письмом, в котором музыкантов призвали внимательнее изучить политический контекст будущего шоу. В июне группа выступила с заявлением об отмене концерта. В нем прямо указывается на причину — атаку правительства Грузии на базовые права человека. Группа приняла это решение на фоне массовых протестов, которые последовали за принятием закона об ограничении иностранного влияния, а также за законодательной инициативой правящей партии «Грузинская мечта» о запрете «пропаганды ЛГБТ» (движение ЛГБТ признано в РФ экстремистской организацией и запрещено) и трансгендерного перехода.

Black Sea Arena была построена на деньги основателя «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили и открылась в 2016 году концертом Кристины Агилеры. Господин Иванишвили вложил в проект $115 млн и по окончании строительства передал зал государству. Massive Attack подчеркивают, что на этом фоне не могут выступать в зале, принадлежащем государству. Это выглядело бы как одобрение жестокого подавления мирных протестов и наступления на гражданское общество.

«У меня было два билета на этот концерт,— рассказывает проживающий в Грузии российский промоутер Игорь Тонких,— мне весьма оперативно пришел имейл о возврате средств, а два дня назад деньги уже вернулись на счет, мне не пришлось писать какие-либо заявления организаторам. Такова местная бизнес-практика: билетный оператор возвращает деньги сам, не ожидая указаний промоутера и даже не спрашивая его решения». Жест Massive Attack бурно обсуждался фанатами, однако финансово никто из них не пострадал. Но есть и этическая сторона вопроса. Кому-то ведь вообще наплевать на позицию Massive Attack, а у кого-то под концерт спланирован весь отпуск. «Такие отмены, конечно, негативно влияют на экономику: мои налоги были не только в билетах на концерт, но и в аренде гостиницы и машины (я живу в Тбилиси, а арена — в Батуми) и других сопутствующих расходах,— говорит господин Тонких.— Хотя я лично понимаю и даже разделяю позицию артиста, события последних лет с дискриминацией людей по паспортному признаку мне видятся иллюстрацией неумных популистских действий».

Читать также:
«Оперное дирижирование более спонтанное, чем оркестровое»

Теперь интересно, как поведут себя соотечественники Massive Attack из группы Jungle, чей концерт назначен в Black Sea Arena на 18 августа, последуют ли они примеру коллег или приедут как ни в чем не бывало.

Если в грузинской политике Massive Attack пришлось разбираться в срочном порядке, то в конфликте Израиля и Палестины лидер группы Роберт Дель Наджа давно принял сторону арабов. Соотношение сторонников Палестины и тех, кто поддерживает Израиль, в мировом музыкальном сообществе не в пользу последних. Недавно это противостояние коснулось и тех, кто музыку финансирует. Банк Barclays приостановил спонсорство крупнейших британских фестивалей под открытым небом Download, Latitude и Isle of Wight, которые (как, к слову, и концерты Starring Georgia) курирует гастрольный колосс Live Nation. Решение стало результатом активности музыкантов, которые призывают банк прекратить обслуживать компании, снабжающие Израиль оружием.

Кампания против Barclays началась еще в мае. Тогда более ста артистов отменили свои сеты на самом авторитетном в Великобритании шоукейс-фестивале Great Escape в знак протеста против спонсорской поддержки события банком. В прошедшие выходные афиша Download осталась без ирландской фолк-певицы CMAT, метал-группы Ithaca, а также панк-групп Pest Control, Speed, Scowl и Zulu. Имена не самые громкие, однако случайных артистов на событиях такого уровня не бывает и не заметить демарши невозможно.

Представители Barclays заявили BBC, что билеты клиентов банка на эти фестивали останутся действительными. По их словам, у протестующих не получится добиться банкротства оборонных компаний, которые являются важной частью обеспечения безопасности страны,— при этом запугивание сотрудников и вандализм в отделениях банков недопустимы, а атака на спонсорские программы банка ослабит поддержку культурных мероприятий, которые посещают миллионы людей.

Как отмена выступлений музыкантами, так и уход спонсоров под давлением активистов — часть противоречивой картины, в которой усиление гражданского общества соседствует с разбалансировкой бизнеса, начавшейся еще во время пандемии COVID-19, а теперь, в период новых политических и военных конфликтов, только усиливается.