Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Никас Сафронов приручил нейросети

Знаменитый художник доказал, что искусственный интеллект не представляет угрозы для высокого — живого! — искусства. Его можно сделать помощником в продвижении своего творчества.

Никас Сафронов приручил нейросети

Сейчас много и на самом серьезном уровне говорят о том, что нейросети уже заставляют потесниться людей творческих профессий. Искусственный интеллект пишет сценарии для фильмов и сериалов, сочиняет музыку в разных жанрах и, конечно, способен создать по запросу любую картину. Это вызывает обеспокоенность. И уже раздаются призывы как-то ограничить подобное безобразие.

Народный художник РФ Никас Сафронов решил, что «безобразие» лучше возглавить. Показав на примере своей недавней персональной выставки «Большая любовь к Петербургу», как конкретно можно поставить искусственный интеллект на службу классическому искусству.

Выставка состоялась, как ясно из названия, в Санкт-Петербурге. А именно в Инженерном доме Петропавловской крепости. Там было представлено более ста картин художника, которые при помощи нейросети оживали, если навести смартфон на расположенный рядом с каждым полотном QR-код. Одновременно изображение живописных работ Сафронова транслировалось и на огромный экран, и на потолки… Все это двигалось и «втягивало» зрителей внутрь произведений, делая каждого участником какого-то сакрального действа.

Никас, использовав возможности нейросети на всю катушку, умудрился показать при этом, насколько безгранична человеческая фантазия в сравнении с искусственным интеллектом, который хорош как техническое подспорье, но ни за что не придумал бы сам то, что придумал живой художник. А он соединил несоединимое: портрет Сальвадора Дали (кисти Сафронова, разумеется) и узнаваемый диван в форме алых губ соседствуют с советским красным уголком, в котором стоят ильфо-петровские двенадцать стульев; картины в стиле реализма «перекликаются» с черным шаром на красном кубе, отсылающим к супрематизму Малевича, огромный венок из искусственных цветов — как похоронный! — оказывается циферблатом «часов судного дня»… Перечислить все пересечения стилей, идей, отсылов и посылов невозможно. Не случайно одна из работ Сафронова так и называется — «СМС», что сам автор расшифровал как «слишком много смыслов».

Читать также:
Лариса Рубальская: «Я везучая: все само как-то происходит!»

Заметим, что выставку Сафронова с участием нейросетей посетили 156 тысяч человек! Среди них были спикер МИД Мария Захарова, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, актеры Михаил Боярский, Мария Миронова, Бурак Озчивит, Орнелла Мути… Всем было интересно. Потому что Никас соединил в одном вернисаже человеческое и техногенное. Но на вопрос, могут ли нейросети полностью заменить художника, Сафронов уверенно отвечает:

— Нет. Нейросети — это математический алгоритм, по которому работает искусственный интеллект. А человек намного сложнее, чем простая математика. Можно взять то, что уже придумал человек, и вложить все это в нейросеть, но нейросеть невозможно научить создавать что-то новое с нуля, просто потому что мы сами не знаем, как творческие идеи создаются в мозге.