Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Музей Ван Гога возвращает покемонов

Какие маркетинговые акции проводят площадки

Музей Ван Гога в Амстердаме возобновит продажу карточки с покемонами. Прошлая подобная акция привела к настоящему хаосу: игровая карта «Пикачу в серой фетровой шляпе» была распродана онлайн, а к кассам музея выстраивались огромные очереди. По задумке коллекционные сувениры должны были привлечь подростковую аудиторию. В результате посещаемость музея действительно выросла, однако увеличилось и количество жалоб, поэтому руководство приостановило продажи. Игровые карты с изображением Пикачу в стиле постимпрессионизма снова станут доступны для онлайн-покупки в феврале.

Музей Ван Гога возвращает покемонов

Могут ли подобные маркетинговые акции применяться в российских музеях? Арт-обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич считает, что посетители выставок такую идею не воспримут: «Конечно, очень удивляет выбор покемонов в качестве хедлайнеров движения Музея Ван Гога к молодежи. Мне казалось, что герои этой франшизы — это давно ушедшее прошлое, но, видимо, для Нидерландов это настоящее. По-моему, это странновато. Они возобновили производство своих покемонов, значит, наверное, все-таки у них это востребовано.

Если говорить про российские музеи, то, наверное, в целом нужно применять какие-то новые способы для привлечения публики. Правда, мне кажется, человек в таком случае будет покупать в интернет-магазине вот эти карточки с мультипликационными героями, но в музей-то он не пойдет.

Я бы сказал, это такое заигрывание с обществом. Но русским людям свойственно очень серьезное отношение к окружающему миру, и в том числе к искусству. Поэтому у нас, я думаю, это не пройдет.

В общем все способы, наверное, хороши для заполнения каких-то финансовых музейных лакун. Если в Нидерландах такой способ работает, пусть они это делают. Но все-таки психология разных национальностей очень сильно разнится. Для нас это невозможно, и при помощи мультфильмов мы, наверное, не сможем устраивать фандрайзинг для реставрации картин Васнецова».

Сотрудничать с японской анимационной студией Музей Ван Гога начал в июне 2023 года. Такой коллаборацией учреждение решило отметить свое 50-летие. “Ъ FM” связался с руководителями государственных музеев и представителями мультипликационных студий и узнал, как они относятся подобным проектам.

Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Елизавета Лихачева: «Конечно, это возможно. Современные музеи ищут разные способы привлекать посетителей, особенно молодежь. Традиционное представление искусства достаточно сложно для такой аудитории, которая формировалась и выросла на движущихся картинках. Используется ситуативный маркетинг. Например, прогремел какой-нибудь сериал или какое-нибудь событие, и музеи пытаются поймать эту волну. Мое личное мнение: возможно все, искусство — вещь максимально свободная. Эрмитаж, например, продавал NFT-токены картин из собственной коллекции».

Читать также:
Non/fiction расписала программу

Директор киностудии «Союзмультфильм» Борис Машковцев: «Мы видим, что интеграция анимационного кино в музейные пространства происходит. Но использовать, например, Чебурашку для привлечения аудитории, если внутри нет ничего связанного с анимацией, достаточно бессмысленно. Если вы делаете тематическую выставку, то почему бы нет. В прошлом году мы организовывали выставку «110 лет анимации» на ВДНХ, и при входе в павильон посетителей встречала статуя Чебурашки, причем именно в стиле поп-арта. Нужно точно определить, зачем вы хотите интегрировать анимационных персонажей в классическое музейное пространство. Если просто для рекламы и за этим не стоит никакой философии, то, думаю, даже самим кураторам выставок это не нужно».

Директор Московского музея современного искусства Василий Церетели: «Когда интерактив и вовлеченность появляются, то посещение музеев становится очень интересным, особенно для молодого поколения. Поиск покемонов в музее — это новая тематика. Мне кажется, она тоже могла бы иметь место и в других странах тоже. В нашем случае, например, компания, которая производила технику и телефоны, становилась генеральным партнером музея. Они давали средства на развитие площадки, на возможность издавать книги, на выставочные проекты. И мы помогали этой компании рекламировать себя через создание обоюдоинтересных проектов. Я думаю, чем больше таких мультиков будет взаимосвязано с музеем, тем прекраснее».

Режиссер мультфильма «Три кота» Дмитрий Высоцкий: «В рамках проекта «Черный квадрат» руководству музея «Эрарта» пришла в голову мысль, что современное искусство не очень понятно, возможно, широким массам. Так что я придумал персонажа по имени Немалевич, собственно, оживший «Черный квадрат» Малевича. В музее вышло, по-моему, 12 серий. В Русском музее придумали аудиоэкскурсии для детей, которые были прочитаны голосами трех котов, коня Юлия, которого озвучиваю я, и Крошем из «Смешариков». Опыт такой был. Хотя, на мой взгляд, здесь происходит какое-то разрушение мира любого анимационного сериала, если уже существующий персонаж вдруг оказывается в каком-то музее и начинает говорить не своими словами».

Осенью многие посетители музея Ван Гога пытались получить лимитированные карточки с Пикачу для перепродажи. На eBay стоимость сувенира доходила до €900. В итоге пришлось ограничить выдачу: по одному сувениру на руки.