Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Мертвый сон

«Клаустрофобы: Инсомния»: ирландский хоррор-квест

В российском прокате — «Клаустрофобы: Инсомния», хоррор родом из Ирландии, лишенный, впрочем, национального колорита и какой бы то ни было оригинальности, но тем не менее достойный просмотра на сон грядущий.

Мертвый сон

Семеро незнакомых между собой людей подписывают договор с фармацевтической компанией, соглашаясь испытать на себе некий новый препарат. Помнится, именно таким образом заработал в свое время на свой первый фильм Роберт Родригес, но герои «Клаустрофобов», собравшиеся в лаборатории, решились на участь подопытных свинок вовсе не из любви к искусству и никакого кино снимать явно не собираются. Впрочем, какими бы ни были их планы на будущее, воплотить их в жизнь им едва ли суждено: очень скоро становится ясно, что все происходящее с ними — в лучшем случае хоррор, если не снафф. Подопытные сначала перестают спать, а когда все-таки не выдерживают, то оказываются жертвами собственных кошмаров. Вдобавок из лаборатории бесследно исчезает весь персонал, а когда измотанная семерка пытается сбежать, в коридорах ревет сирена, гремят запоры — и окружающее героев замкнутое пространство становится замкнутым в самом прямом смысле слова.

Большинство заметных ирландских хорроров последнего времени так или иначе замешано на местных реалиях, будь то богатейший, не одними только лепреконами славный ирландский фольклор («Из тьмы» Корина Харди, «Другой» Ли Кронина, «Ко всем чертям» Криса Бофа), национальные стереотипы вроде безудержного пьянства («Грэбберсы» Джона Райта) или просто неповторимые пейзажи, будь то лесные чащи или пригороды Дублина («Высвобождая страх» Ричарда Уотерса, «Проклятие. Ночь страха» Кейт Долан). По сравнению с ними полнометражный дебют Иэна Ханта-Даффи выглядит вызывающе не помнящим родства: о происхождении фильма можно узнать только из логотипов компаний-производителей в начальных титрах, среди подопытных нет ни одного рыжего, а точно такой же эксперимент без труда можно вообразить хоть в декорациях Калифорнии, хоть на Филиппинах, да даже и на борту Международной космической станции. Эта обезличенность придает происходящему своеобразное очарование чистой схемы, но в то же время лишает возможности найти хоть какое-то отличие новоявленных «Клаустрофобов» от десятка других фильмов, скроенных по тем же лекалам.

Читать также:
Рок и выход под залог

Но в целом эксперимент можно считать состоявшимся. Пусть даже основное внимание здесь уделено бодрствованию персонажей, а ночные кошмары, вгоняющие их в могилу, показаны лишь в мимолетных, пусть и довольно эффектных эпизодах, и потому в какой-то момент начинает казаться, что смотришь третью серию «Кошмара на улице Вязов», из которой вырезали все сцены с Фредди. Хотя, конечно, обитатели психиатрической клиники города Спрингвуда и сами по себе, без Крюгера, смотрелись поинтересней нынешних подопытных — отдельно с прискорбием придется отметить, что у зрителя почти нет шансов различить героев между собой, так что приходится ориентироваться на формальные признаки вроде пола или прически. Что же до на самом деле неожиданных моментов, то нельзя не отметить поразительно точное и проникающее в самую сердцевину использование мелодии песни «Коробейники», известной миру по заставке «Тетриса»: несколько нот, пропетых дрожащим голосом, заставляют поежиться.

В оригинале фильм Ханта-Даффи называется «Double Blind» (то есть «двойное слепое исследование», при котором не только испытуемые, но и экспериментаторы до самого конца не знают, какому именно воздействию подвергаются участники), но в отечественном прокате он, разумеется, обзавелся титулом, соединившим до боли знакомые потребителям ужасов элементы. На сегодня это уже седьмой фильм в российском прокате со словом «Клаустрофобы» в названии и третий — с «Инсомнией», но вместе до сих пор они не сходились. И в данном случае кажется, что как раз для этого фильма — будто бы зависшего в пространстве между квестом на выживание и онейрическим хоррором — название-трансформер оказалось абсолютно уместным. И исчерпывающим.