Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Каскадерское и режиссерское

На экранах «Игра киллера» Джей Джея Перри

В прокате экшен-комедия «Игра киллера» Джей Джея Перри — мастера боевых искусств, каскадера и постановщика трюков, переквалифицировавшегося в кинорежиссера. В своей второй картине он пробует скрестить романтическую комедию с кровавым боевиком, но получившийся в результате гибрид хромает на обе ноги, считает Юлия Шагельман.

Каскадерское и режиссерское

Не самый очевидный на первый взгляд путь из каскадеров в режиссеры — вполне заслуженная голливудская традиция. Например, обладатель почетного «Оскара» Хэл Нидем, легендарный дублер Берта Рейнольдса (считается, что именно их тандем послужил вдохновением для персонажей Леонардо Ди Каприо и Брэда Питта в тарантиновском «Однажды в Голливуде»), в конце 1970-х стал режиссером и снял в числе прочего настоящий гимн собственной первой профессии «Хупер» (1978), естественно, с Рейнольдсом в главной роли. В 1980-е в режиссуре себя пробовал знаменитый каскадер Бадди ван Хорн, в 2008-м новое ремесло освоил Рик Роман Во, когда-то работавший с Ван Даммом и Брендоном Ли.

Но совершенно новые перспективы для своих коллег открыл, конечно, Чад Стахельски, в 2014 году снявший «Джона Уика». Фильм положил начало успешной франшизе с неубиваемым героем Киану Ривза, а заодно запустил вторую карьеру сорежиссера Дэвида Литча. В этом году, например, вышли его «Каскадеры» — своего рода оммаж «Хуперу», а по совместительству петиция для Киноакадемии, которой давно намекают, что пора бы завести для трюкачей свою отдельную оскаровскую категорию. Фильм, правда, провалился в прокате, а над номинацией академики продолжают думать.

Джей Джей Перри тоже поучаствовал в «Джонах Уиках»: в первом в качестве простого каскадера, во втором — уже супервайзера и координатора трюков. Видимо, эти картины настолько его вдохновили, что кое-что он теперь позаимствовал для своей собственной: например, международную организацию ассасинов, в которой состоит его герой — благородный киллер Джо Фладд (Дейв Баутиста). С другой стороны, в основу сценария лег роман Джея Бонансинги, опубликованный еще в 1997 году, так что теперь уже и не разберешь, кто у кого списал.

Джо, убивающий, конечно, только плохих людей, проживает в Будапеште: во-первых, здесь дешево снимать кино, а во-вторых, в логике фильма, из венгерской столицы ему удобнее мотаться в командировки по всей Европе. Очередной контракт он выполняет близко к дому, в будапештском театре оперы и балета, и во время заварушки, случившейся после убийства некоего негодяя по фамилии Петров, знакомится с прекрасной танцовщицей Мейзи (София Бутелла). Случается любовь.

Читать также:
«Изящно, при этом достаточно брутально»

В традиционный ромкомный монтаж милых сценок конфетно-букетного периода Перри включает эпизоды, в которых Джо выполняет новые задания. А в роли лучшего друга, который подбадривает героя и дает ему советы, как себя вести с девушкой, выступает его куратор Цви (Бен Кингсли в своем привычном амплуа мудрого пожилого еврея, но в непривычных обстоятельствах). Все идет прекрасно, пока Джо, обследовавшийся по поводу мучающих его головных болей, не получает от доктора смертельный диагноз.

Не желая медленно умирать, став обузой для Мейзи, он решает разместить заказ на самого себя — так получится любимой еще и страховку оставить. Поскольку Цви на это не соглашается, Джо обращается к его конкурентке Антуанетте (Пом Клементьефф). Та давно точит на него зуб за убийство своего отца и с радостью отдает заказ сразу нескольким исполнителям. Но вот незадача: оказывается, анализы перепутали в лаборатории, Джо ничем не болен и умирать ему уже не хочется.

Внезапно передумавший заказчик и мишень киллера в одном лице — тоже не особо свежая идея, даже этим летом она уже использовалась в российском фильме «Тополиный пух». Но за ее реализацию Перри берется с таким же ликованием, как Антуанетта — за заказ Джо, и лента превращается в обычную для картин бывших каскадеров череду трюков, где в приоритете не смысл, а чье-то умение лихо махать ногами, изобретательно использовать ножи или, например, оленьи рога.

Драки и перестрелки перемежаются неуклюжими шутками на тему национальных стереотипов (шотландские киллеры бухают, корейские поют в караоке и одеваются как герои аниме, у испанца заставкой на телефоне — фото матадора с быком), довольно странными для фильма, снятого в 2024 году. Да и потоки кровищи, оторванные руки/ноги и выбитые зубы не слишком способствуют веселью. Любовь, конечно, всегда побеждает, но здесь цена за это в мертвых телах оказывается некомфортно высока, пускай даже все эти люди были плохие.