Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

«Историки не нашли документальных свидетельств функционирования раздвижной кровли

Дмитрий Буткевич — об особенностях кинотеатра «Ударник»

Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич вспоминает прошлое знаменитого здания в Москве.

«Историки не нашли документальных свидетельств функционирования раздвижной кровли

Мэр Москвы Сергей Собянин объявил, наконец, судьбу знаменитого кинотеатра «Ударник», который располагается слева, если смотреть на фасад с Болотной площади, от не менее знаменитого Дома на набережной. Реставрация кинотеатра завершится к концу 2027 года, как сообщается на сайте mos.ru.

Проект реставрации кинотеатра имеет статус инвестиционного приоритетного проекта. Объем вложений оценивается в 9 млрд руб. Этот статус снизит налоговую нагрузку на инвестора, сиречь на Леонида Михельсона, хозяина соседнего «ГЭС-2» и нового «Ударника»: налог на прибыль составит 13,5%, налог на имущество — 0%, а ставка аренды участка — 0,01%.

Кинотеатр строился с 1927-го по 1931-й годы. Считался «самым большим в СССР звуковым кинотеатром с залом на 1500 мест». Открыт был в 14-ю годовщину Октябрьской революции, 7 ноября 1931 года фильмом «Златые горы» Сергея Юткевича.

Помню кинотеатр с детства: он считался слишком пафосным, мы туда ходили нечасто. В 1990-е он прошел тернистый путь всех московских кинозаведений: мебельный салон, автосалон, казино… В 2012-м его взял в аренду Бреус, бывший хозяин легендарного журнала «АртХроника», основатель премии Кандинского, которую, кстати, здесь же, в «Ударнике», и вручали. Шалва Петрович хотел сделать из этого здания Музей современного искусства. Помнится, я его спрашивал: «Раздвижную крышу будете восстанавливать?» Шалва эмоционально отвечал: «Конешно!». В 2017-м договор аренды с ним расторгли.

Читать также:
Спор вне политики

Теперь другой создатель хранилища современного искусства разбирает обветшавшую кровлю и собирается так же восстанавливать раздвижной механизм, с которым, кстати, не все так просто. В одном из документов за подписью самого Б.М. Иофана упоминается «раздвижной металлический световой фонарь», сооруженный в кровле кинотеатра в первой половине 1931 года.

Историки не нашли документальных свидетельств реального функционирования раздвижной кровли. Я слышал еще одну легенду: ее раскрыли один раз, после чего она сломалась навсегда. Посмотрим, может Леонид Михельсон сможет восстановить то, чего на самом деле, возможно, и не существовало вовсе.