Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Фокус на опус

Равель и его главное сочинение в фильме «Болеро. Душа Парижа»

В прокат вышла биографическая драма «Болеро. Душа Парижа» Анн Фонтен — фантазия на тему жизнеописания композитора Мориса Равеля. Однако узнать о нем из этого фильма что-нибудь помимо того, что он написал то самое «Болеро» Равеля, Юлии Шагельман так не удалось.

Фокус на опус

Заключительный титр на черном экране, полагающийся любому уважающему себя байопику, сообщает, что «Болеро» Равеля звучит в мире каждые пятнадцать минут. Правда это или художественное преувеличение, неведомо, но картина Анн Фонтен вносит в это число заметную лепту: знаменитая мелодия неотвязно звучит в фильме, как в классическом исполнении, так и, например, в ритме работающих заводских станков, стуке метронома, тиканье часов, шуме дождя, птичьем чириканье, мелодии популярной песенки и так далее, и тому подобное. Ближе к концу двухчасового хронометража авторам ленты вполне удается убедить зрителей если не в величии этого произведения, то в том, что для самого Равеля (Рафаэль Персонас) оно стало кошмаром, затмившим другие его работы и саму его личность.

Парадокс в том, что фильм «Болеро», даром что основан на посвященной Равелю монографии почтенной толщины, которая написана видным французским музыковедом Марселем Марна, вряд ли исправит эту ситуацию. Жизнь композитора, нанизанная, словно на музыкальное остинато, на историю создания его самой известной работы, предстает набором мало связанных между собой эпизодов. Линейный нарратив в байопиках нынче не в моде, к тому же создатели картины явно вдохновлялись самим «Болеро» с его повторами, поэтому действие начинается с середины и раскручивается по спирали, постоянно возвращаясь в одну и ту же точку. Другим источником вдохновения для них, возможно, послужила матрешка: весь фильм состоит из флешбэков, вставленных внутрь флешбэков внутри других флешбэков, так что в итоге вообще перестаешь понимать, какой на экране год и на какой стадии застряло многострадальное «Болеро».

При этом Анн Фонтен и четыре ее соавтора сценария не пропускают ни одного клише. Не извольте беспокоиться: в картине будут и композиторские творческие муки с долгим разглядыванием пустого нотного листа и дальнейшим бросанием в огонь не удовлетворившего создателя-перфекциониста произведения; и переживания в ложе в вечер первого исполнения; и монтаж: Равель за роялем, на экране всплывают названия американских городов, а все вместе — простой и недорогой способ показать американскую гастроль композитора; и столкновение с ничего не понимающим язвительным критиком (Александр Таро); и причуды эксцентричного гения вроде отказа выходить на сцену репетировать с оркестром, пока ему не принесут забытые дома лаковые туфли.

Читать также:
«Меньше красных дорожек и больше конференций»