Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Юрий Чернов: «Мой фитнес — это грядки!»

Юрий Чернов: «Мой фитнес — это грядки!»

Как без главных ролей стать известным и — более того — любимым актером?

Для Юрия Чернова это отнюдь не загадка. Его второ- и даже третьестепенные персонажи смотрятся порой ярче центральных героев. И запоминаются!.. Недавно королю эпизодов российского кино исполнилось 75 лет.

— Юрий Николаевич, в начале года вы обещали устроить творческий вечер в честь своего юбилея. Юбилей прошел, а вечер так и не состоялся…

— В мой день рождения в театре на Трубной был спектакль «Подслушанное, подсмотренное, незаписанное», и он был объявлен для зрителей как юбилейный. У спектакля очень интересная судьба. Сначала в нем играл главную роль Альберт Филозов. К сожалению, в 2016 году Филозов ушел из жизни. Вместо него на роль взяли Владимира Кочана — и он тоже, к несчастью, умер. Иосиф Райхельгауз посмотрел, подумал: ну кого же еще пригласить на роль юбиляра, нужен был узнаваемый артист из труппы театра. И после некоторых раздумий предложил мне. Я в ужасе пошутил: «Вы ждете моей смерти?» Но меня убедили, что все будет хорошо. Одним словом, я начал играть этот спектакль, его поставили в репертуар на мой день рождения. А сюжет таков: на собственном юбилее сидит одинокий юбиляр, накрыли столы, а никто не приходит, все только звонят и извиняются. Кто-то в командировке, кто-то на совещании, кто-то заболел. И приходят только персонажи, которых играют Ира Алферова и Леночка Санаева, но они тоже быстро дарят подарки, поздравляют и убегают. В конце сюжета мой герой остается совершенно один, к нему подходит официант и говорит: «Извините, мы вас очень любим и хотим поздравить». И вдруг на сцену с поздравлениями выходят все артисты театра. Они специально сочинили поздравительную песню, спели ее для меня, а зрителям сообщили, что это настоящий юбилей Чернова. На сцену вышел директор театра Дмитрий Астрахан и поздравил меня от всего коллектива. Леночка Санаева в конце поздравления ему со сцены прямо при зрителях сказала: «Давайте нам роли!» Ну и в самом конце дирекция театра устроила банкет для моих друзей и близких, позвали много гостей и от души повеселились. Я спросил: «Сколько я вам должен?» Ответили: «Нисколько». Это был такой щедрый подарок от руководства. А вот такой обычной классической встречи со зрителями не было. Но мне кажется, что это даже лучше, оригинальнее.

«ТИХОНОВ БЫЛ ЗАКРЫТЫЙ»

— Вы много лет работали на одной сцене с Альбертом Филозовым. Про него говорили, что он был очень закрытый человек…

— Алик был очень тонкий, тактичный, порядочный человек. Он был предан театру до конца, иногда говорил, что хотел бы умереть на сцене. Филозов был настоящий трудяга, он вникал во все тексты, был дотошным, попробуй похалтурь рядом с ним. Он этого не любил и, если что-то не так, мог жестко поставить на место при всей своей интеллигентности. Никогда сам не играл «левой ногой» и другим не давал. А играли мы с ним спектакли «А чой-то ты во фраке?», «Медведь», «На Трубе».

— А почему Елена Всеволодовна попросила роли на сцене? Разве ей не дают играть?

— С приходом Дмитрия Астрахана в театр появилось много новых актеров, какие-то еще новые постоянно приходят пробоваться. Поэтому старожилы встрепенулись — поняли, что можно не попасть в обойму. По поводу себя не переживаю, работы много.

— Недавно на творческом вечере Ольги Остроумовой было сказано много добрых слов о картине «Доживем до понедельника», где вы вместе с ней сыграли школьников. А как вы думаете, почему этот фильм столько лет пользуется такой популярностью?

— Это загадка для всех… Но обратите внимание: все актеры, которые снялись в этой картине у Станислава Ростоцкого, так дальше и пошли вместе по жизни. К сожалению, Ирочка Печерникова и Игорь Старыгин ушли от нас, но мы все искренне общались и дружили. Когда снимались в том фильме, они все были уже артистами, а я только учился в училище циркового и эстрадного искусства.

— А с Вячеславом Тихоновым вам удалось тогда пообщаться?

— Мы вместе выступали, много ездили на разные встречи со зрителями. Вячеслав Васильевич уже тогда был немного закрытый, не очень любил общаться, но меня он расспрашивал, кто родители, где учишься… Кстати, картина «Семнадцать мгновений весны» тогда еще не вышла, а вот когда он сыграл Штирлица, то, конечно, и вовсе закрылся. Ему сильно надоедали с анекдотами про Штирлица, порой люди бывают беспардонны… А Тихонов, конечно, потрясающий актер и человек.

Читать также:
Пугачеву и Собчак могут лишить гражданства

«Я НЕ ОПУСТИЛСЯ»

— Вы в отличной форме, такой подтянутый, стройный и совершенно не выглядите на свои годы. Это благодаря тренировкам в спортзале?

— Это благодаря грядкам на даче! Моя дача находится в Солнцеве, совсем близко от Москвы, так что «спортзал» всегда рядом. Правда, пока я на гастролях, все мои восемь соток заросли травой. Приеду, возьму в руки косу и все выкошу — люблю сам косить. Вот вам и весь фитнес, но мне безумно нравится. У меня там растет зелень, малина, смородина, крыжовник, розы, пионы, флоксы, тюльпаны. Но больше всего обожаю ромашки и ирисы — от них такая красота перед домом! Недавно привез с маминой родины растение тамарис — очень красиво цветет! Еще был на фестивале в Чите у Александра Михайлова, меня повезли на творческую встречу — и вдруг по дороге увидел изумительное растение. Спросил, что это такое? Оказалось, багульник.

— Это были любимые цветы Юрия Соломина, но он в интервью жаловался, что, сколько ни пытался привезти и посадить багульник из Читы у себя на даче, ничего не получалось.

— А у меня прижились два куста. Мы с водителем, когда обратно ехали в аэропорт, выкопали их лопатой и аккуратно завернули. Я с этими кустами в самолет, а из аэропорта — сразу на дачу. И посадил. Меня в самолете спросили: «Вы что, с ума сошли?» Я говорю: «Не совсем…» В общем, багульник прекрасно у меня прижился и разросся.

— Так вы можете с каждых гастролей привозить самые разные экзотические растения…

— Надо подумать над предложением… Что правда, то правда, гастролирую и путешествую много. Был и в Америке, и в Канаде. Кстати, мне очень понравилось в Америке. Был такой режиссер Борис Фрумин, в 1978 году он снял популярный фильм «Ошибки юности». И в том же году он эмигрировал в Америку. А когда я был на гастролях в Нью-Йорке, мы с ним встретились, он возил меня по городу, показывал достопримечательности, повез на Брайтон-Бич, устроил встречу с сооте­чественниками. Я был очень рад повстречаться со всеми, но остаться в Америке — мыслей таких не возникало. Там все классно, город на берегу океана, шикарный климат, все комфортно. Но все равно это не то. Это все не мое… Если честно, наша страна — настоящий рай. И Крым, и Байкал, и Алтай. Я летал на Курилы, выступал перед пограничниками и был потрясен тем, какая у нас огромная земля. И все это наша страна! Другую страну для жизни не рассматриваю, живу здесь и никуда не собираюсь. Но путешествовать, безусловно, люблю. И подарки разные из путешествия обязательно везу.

— Юбилейный год всегда считается знаковым. Может, у вас есть желание попросить что-то для себя особенное?

— А что мне еще желать особенного? Я сейчас работаю в театре, занимаюсь самым любимым делом, что самое ценное. У меня все есть. И самое главное — у меня есть желание выходить на сцену. А у многих моих коллег оно пропало. Знаю актеров, которые уже устали от работы и ничего не хотят. А для меня невероятная радость, когда зритель ходит на спектакли, а ты играешь с любимыми партнерами и партнершами. Я счастлив, что выхожу на сцену и зрители приходят именно на меня. Вот вы спросили по поводу советских фильмов, почему их так любят. Я не знаю. Но знаю только одно: когда после спектакля зрители ждут меня возле служебного входа, то мы говорим обо всем и обязательно вспоминаем хорошие советские фильмы. И я счастлив, что Господь Бог подарил мне такой подарок — роль в картине «Доживем до понедельника». Что все так удачно сложилось и фильм стал таким известным. Актерство — это моя профессия, я ее не предал, не опустился, не устал от нее. Я ее очень люблю и надеюсь, что это взаимно…