Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

«Выставка должна привлечь внимание зрителя»

Дмитрий Буткевич — о проекте «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х»

В Музее Москвы открылась выставка, посвященная жизни и творчеству женщин в первое десятилетие советской власти. В экспозицию вошли произведения, которые были представлены публике 100 лет назад, в частности, полотна кисти Казимира Малевича, Петра Кончаловского. Но в основном это картины и другие арт-объекты, созданные художницами первой половины XX века. Для проекта их собирали более чем в 30 музеях по всей стране. Выставку под названием «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х» посетил арт-обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич, и формат экспозиции ему показался интересным.

«Выставка должна привлечь внимание зрителя»

— Надо сказать, что в выставке с такой апелляцией читается феминистический подтекст. Вроде бы обойтись без него невозможно, однако устроители сумели все-таки пройти по этой грани. То есть проект не выглядит гимном феминизма, хотя, конечно, начинается все с первых декретов советской власти. Как известно, они в значительной степени были посвящены женщинам: разрешались аборты и гражданские браки, можно было брать двойные фамилии, работать наравне с мужчинами и так далее. Советские люди в первые годы с гордостью говорили о том, что в парламенте заседает в сотни раз больше женщин-депутатов, чем в самых демократических законодательных собраниях западных стран.

Естественно, среди художников также очень много появилось женщин. Хотя их было немало уже в начале XX века, надо отдать должное общему направлению развития искусства. Но советская власть дала возможность женщинам проявлять себя в том числе и в творческом отношении. Выставка посвящена во многом именно этому. Есть как очень знаменитые мастера — назову фамилии Антонины Софроновой, Веры Мухиной, Надежды Удальцовой, так и, возможно, менее известные, тем не менее оставившие след в истории искусств. Например, отдельная часть экспозиции посвящена работам Людмилы Маяковской, сестры Владимира Маяковского, про которую мы не очень хорошо знаем, а она была буквально пионером аэрографии в советском и мировом искусстве.

Читать также:
Свет в конце борделя

Очень интересно построена экспозиция. Общие разделы, посвященные, скорее, определенным областям жизни, то есть производству, военной подготовке, спорту, сопровождаются как бы комнатами с конкретными адресами, в которых проживали деятели искусств, в основном женщины. Так что получается некий квартирник, очень характерный для Москвы. Собственно, выставка посвящена образу горожанки. Смотреть на лица моделей 1920-1930-х годов очень интересно с нашей точки зрения.

Думаю, что в рамках этой выставки какие-то открытия устроители сделали, какие-то фамилии, доселе неизвестные, и художниц, и их моделей вытащили из тумана истории искусств.

Выставка, несомненно, интересная и должна привлечь внимание зрителя. Она достаточно долго будет идти в Музее Москвы, до 25 августа. Всем советую ее посмотреть.