Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

«Все мои фильмы сначала обгаживают»

Творчество Алексея Балабанова — в публикациях «Ъ»

25 февраля исполняется 65 лет со дня рождения Алексея Балабанова — одного из культовых российских режиссеров девяностых и нулевых годов. Зрители его знают по фильмам «Брат», «Брат-2», «Жмурки», «Груз 200» и другим. «Ъ» проследил за творчеством режиссера по своим публикациям.

«Все мои фильмы сначала обгаживают»

Впервые Алексей Балабанов упоминается в «Ъ» в заметке «Ялта будет изображать зимний Берлин» от 20 января 1994 года. Его имя перечисляется в числе других «звезд «новой волны» российской режиссуры», приехавших тогда на мероприятие. На тот момент в активе Балабанова был один полнометражный художественный фильм — «Счастливые дни» (1991). К выходу готовился второй — «Замок» по одноименному роману Франца Кафки. О его премьере «Коммерсантъ» выпустит полноценную рецензию.

«Кафка написал притчу об отчуждении. Алексей Балабанов снял притчу о свободе. Методом простого сравнения находим искомый результат. Отчуждение и есть свобода».

Подробнее — в публикации «Ъ» «Узник замка К. переживает не самые счастливые дни», 12 марта 1994 года.

В дальнейшем «Ъ» делал рецензии на все полнометражные картины режиссера и неоднократно брал у него интервью. Публикации о творчестве Алексея Балабанова выходят и после его смерти в 2013 году.

Фильмография Алексея Балабанова

Год Название Роль
1987 короткометражный «Раньше было другое время» режиссер, сценарист
1988 короткометражный «У меня нет друга, или One step beyond» режиссер, сценарист
1989 короткометражный «Настя и Егор» режиссер, сценарист
1989 документальный «О воздушном летании в России» режиссер
1991 фильм «Счастливые дни» режиссер, сценарист
1991 фильм «Пограничный конфликт» сценарист
1994 фильм «Замок» режиссер, сценарист
1994 фильм «Откровения незнакомцу» (фр. Confidences a un inconnu) продюсер
1995 короткометражный «Трофимъ» (новелла в киноальманахе «Прибытие поезда») режиссер, сценарист, актер
1995 документальный «Сергей Эйзенштейн. Автобиография» продюсер
1997 фильм «Брат» режиссер, сценарист
1998 фильм «Про уродов и людей» режиссер, сценарист
2000 фильм «Брат 2» режиссер, сценарист, актер (камео)
2002 фильм «Война» режиссер, сценарист
2002 короткометражный «Река» (незаконченный) режиссер, сценарист, рассказчик
2005 фильм «Жмурки» режиссер, сосценарист
2006 фильм «Мне не больно» режиссер
2007 фильм «Груз 200» режиссер, сценарист
2008 фильм «Морфий» режиссер
2010 фильм «Кочегар» режиссер, сценарист
2012 фильм «Я тоже хочу» режиссер, сценарист, актер

«Алексей Балабанов увидел в нынешней жизни нечто не виденное прежде потому, что не встал ни на одну из точек зрения, так или иначе приличных теме. Традиционно-осуждающую (убивать плохо!). Покорно оправдательную (убиваю, а что делать?). И даже модно-куражистую (убивать, так грамотно)».

Подробнее — в публикации «Ъ» «Россию представит «Брат»», 7 мая 1997 года.

«Фильм вообще-то мало пригоден к рецензированию — ибо написать о нем всерьез особо нечего. Особо издеваться тоже сложно по причине его неуязвимой тупизны, как и корить создателей: вот, неглупые вроде люди, а какое-то непотребство учинили… От сиквелов мало кто ждет, что они окажутся глубже, умнее, интереснее».

Подробнее — в публикации «Ъ» «Морганатический брат», 13 мая 2000 года.

«Сегодня второго «Брата» можно расшифровывать чуть ли не как пророчества Нострадамуса, особенно удобно это делать, когда все «уже произошло»: скажем, до 2014 года фраза «Вы нам еще за Севастополь ответите» звучала всего лишь как шутка на грани — но теперь-то понятно, Балабанов знал все наперед…»

Читать также:
Владимир Епифанцев: российский актёр театра и кино

Подробнее — в публикации «Ъ-Weekend» «А — Алексей Балабанов», 16 апреля 2021 года.

«В «Жмурках» такая необычайная концентрация идиотов на квадратный метр, и их безусловный, всепроникающий идиотизм настолько заразителен, что восприимчивый зритель очень быстро начинает физически ощущать собственное тупение. Поэтому для правильного и качественного просмотра этой картины необходимо заранее «включить тупого»»

Подробнее — в публикации «Ъ» «Жмур и еще жмурее», 27 мая 2005 года.

«Кто бы мог подумать, что Алексей Балабанов, самый провокационный из российских режиссеров, сделает чистой воды мелодраму? Но именно это произошло. «Мне не больно» — мягкое, лиричное и грустное кино, без сочной сатиры «Жмурок», без зверств «Войны», без социального реваншизма «Брата», без декаданса «Про уродов и людей»».

Подробнее — в публикации «Ъ-Weekend» «Balabanov Super Light», 9 июня 2006 года.

«Проще всего интерпретировать эту картину в социальном, антисоветском ключе — и действительно, если у кого и оставалась ностальгия по социализму, то балабановский фильм отшибает ее напрочь: из него наглядно следует, что хотеть вернуться в советское прошлое — все равно что хотеть добровольно лечь в гроб».

Подробнее — в материале «Ъ-Weekend» «Прежних ошибок груз», 8 июня 2007 года.

«Многие журналисты обвиняли фильм в прямо противоположном грехе русофобии, называя его поделкой на потребу западного зрителя, жаждущего увидеть отвратительную Россию, состоящую из помоек, притонов и кладбищ. И это обвинение, так же как обвинение в ксенофобии, неотступно сопровождает Балабанова на протяжении десяти лет».

Подробнее — в материале «Ъ-Власть» «Скандалист-экзистенциалист», 1 декабря 2008 года.

«Я хочу завершить «Американца» — фильм, который бросил снимать когда-то. Я хочу предложить Майку Тайсону там сыграть. Он сейчас — очень востребованный артист, у него свой театр. У меня и сценарий для него готов, он довольно крепкий и уже даже опубликован в книжке».

Подробнее — в интервью режиссера «Я не любитель общаться с людьми», 8 октября 2012 года.

«Все мои фильмы сначала обгаживают, а потом они востребованными оказываются. Мне один бандит после одной картины сказал: «Это твой самый крутой фильм. Ну, конечно, после «Брата»»».

Подробнее — в интервью режиссера «Не боюсь, потому что я все придумал», 7 декабря 2012 года.

«Дай бог, чтобы фильм «Я тоже хочу» оказался таким же магическим ритуалом, который совершил сам над собой Алексей Балабанов. После венецианской премьеры Балабанов говорил в интервью о своей болезни, о том, что это его последний фильм. Не только, как можно было понять, из-за недуга, но и в экзистенциальном смысле: подведение итогов, если не завещание».

Подробнее — в публикации «Ъ» «Место под колокольней», 7 декабря 2012 года.

«Весть о смерти Алексея Балабанова упала тяжелым грузом — хотя даже не входившие в ближний круг были к ней как бы заранее приобщены, и сам режиссер к ней готовил и готовился. Он отправил на тот свет себя, «члена Европейской киноакадемии», в фильме «Я тоже хочу» и намекал на скорый уход в последних интервью, предупреждая, что «новых фильмов Балабанова, скорее всего, не будет»»

Подробнее — в публикации «Ъ» «Точность невозврата», 20 мая 2013 года.