Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Воспитательный полигон

На экраны вышла кинобиография Марии Монтессори

В прокате — дебютный фильм Леа Тодоров «Монтессори: Воспитание любовью» (La Nouvelle femme, 2023). Безусловно актуальный с точки зрения феминизма и инклюзивности байопик великого педагога Марии Монтессори (1870–1952) вызвал у Михаила Трофименкова ощущение неразрешимого конфликта, как сказали бы теоретики социалистического реализма, формы и содержания — или, говоря современным языком, когнитивного диссонанса.

Воспитательный полигон

Посмотрев «Монтессори», хочется немедленно пересмотреть его еще раз, только отключив звук. Пересмотрев без звука, испытаешь ощущение, что увидел совсем другое кино о чем-то совсем другом, а не о драматических перипетиях судьбы великой Монтессори. Может быть, в лучшем случае вариацию на темы Марселя Пруста. Да даже и не Пруста, а какого-нибудь Анри Бернштейна, вдохновлявшего некогда Алена Рене, салонного драматурга belle epoque — «прекрасной эпохи» Европы рубежа XIX и XX веков, еще не догадывающейся, насколько хрупко ее великолепие.

«Монтессори» с отключенным звуком должен рецензировать историк моды. Знаток турнюров и корсетов, воротничков и мундштуков слоновой кости, перьев и диадем, парижского кабаре и будуаров великосветских кокоток. Экран населен прекрасными женщинами, пьющими шампанское, элегантно затягивающимися пахитосками и обучающими друг друга искусству соблазнения усатых и утомленных «папиков». Когда же действие переносится за городские пределы, зритель оказывается не столько на природе, сколько на пленэре столь же салонного импрессионизма.

Конечно, это утрированное описание экранного мира. Рай «потерянного времени» нарушают диссонирующие ноты. На экран врываются, бьются в судорогах, корчат гримасы, пытаются, да никак не могут заплакать странные, «другие», больные дети. Те, кого в 1900 году считали «дегенератами», «идиотами», «обезьянами». Те, кого, родись они — да еще, не дай бог, вне брака,— старались вычеркнуть из жизни, скрыть от глаз мира. В лучшем случае — выдавать за «племянников и племянниц».

Читать также:
Театр поражения

Но опять-таки эти объективно страшные сцены — а особенных детей играют там самые настоящие «Антоны», которые «рядом», если вспомнить название документального фильма Любови Аркус об аутизме,— растворяются в гипертрофированном режиссерском любовании красотой эпохи.

Монтессори (Жасмин Триниа) была пионером работы с аутистами. Стремительной кометой феминизма, ставшей в 26 лет одной из первых в мире женщин — докторов медицины. Содиректором (1900) первого «Ортофренического института», посвященного работе с «идиотами». Звездой педагогики, чьи методы стремительно покорили мир. Ну и что греха таить, будущей фавориткой Муссолини, что осталось за рамками фильма, как и большинство деталей ее карьеры.