Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Великая октябрьская сюрреалистическая революция

«Сюрреализм» в парижском Центре Помпиду

В парижском Центре Помпиду открылась выставка, посвященная 100-летию сюрреализма — литературного, художественного и философского течения (1924–1969), мечтавшего захватить весь мир, но овладевшего только внутренним. Уже неплохо, считает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.

Великая октябрьская сюрреалистическая революция

Сто лет назад грянула великая октябрьская «Сюрреалистическая революция». Журнал с таким названием вышел в Париже в 1924 году вслед за опубликованным 11 октября «Манифестом сюрреализма». К тому времени в городе уже вовсю работало «Бюро сюрреалистических исследований». Оно было сюрреалистическим и абсурдным не более, чем любое учреждение. Писатели и художники должны были прислушиваться к подсознанию, выключая логику, воплощая сексуальные фантазии, детские страхи, древние мифы и кошмарные сны.

Название «сюрреализм» было найдено у Гийома Аполлинера, поднято на знамя Андре Бретоном, а затем овладело умами и забродило по Европе. В первом зале, где выставлена взятая по такому случаю в Национальной библиотеке драгоценная рукопись «Манифеста сюрреализма», по кольцевому экрану гонят хронику, открывающуюся, представьте, В. И. Лениным на зимней трибуне. Слышна речь, но не вождя пролетариата, а вождя художников и поэтов. Манифест читает сам Андре Бретон, точнее, за него читает робот, сконструировавший его голос по другим сохранившимся записям.

Вокруг этой круговой кинопанорамы улиткой размещены залы экспозиции, сделанной в духе тех театрализованных парадов, в которые всегда превращались выставки сюрреалистов. В Помпиду вход на выставку воспроизводит портал знаменитого кабаре «Ад» на бульваре Клиши. Там, в треугольнике между «Адом», «Небом» и «Небытием» (умели кабатчики потрафить интеллектуалам), была квартира и мастерская Бретона. Луи Арагон даже написал льстивое посвящение «папе сюрреализма», «который живет выше Неба» — на самом деле лишь несколькими этажами выше.

В Помпиду на выставке полтысячи работ и не только мастера первого ряда, но и другие имена, с которыми многие зрители встречаются впервые. Иные более заметны, как Ханс Беллмер с его сексуальными куклами, иные только сейчас выходят из тени возлюбленных, как Дора Маар, третьи просто должны свидетельствовать о бескрайности сюрреалистического интернационала, как японец Тацуо Икеда или мексиканец Руфино Тамайо. Каждый достоин собственного рассказа, но до этого не доходят руки создателей выставки. Они и так очень многое доверили зрителям. Хотя есть и кинофрагменты из Бунюэля, Хичкока, Уэллса, важное место, наряду с картинами и скульптурами, отведено бумажным документам: письмам, афишам, рукописям. Экспозиция возрождает забытое умение читать — кстати, не всем это пришлось по душе и по плечу.

Читать также:
Равный себе

За 45 лет официального существования сюрреализма на десятках выставок появлялись со своими работами Сальвадор Дали, Рене Магритт, Макс Эрнст, Джорджо де Кирико, Жоан Миро и прочие и прочие. Многие из них оказались значительнее ярлыка, о сюрреализме теперь вспоминают скорее применительно к их биографии. Но ничего не скажешь, движение длилось долго, влияние было огромным, в любом большом художнике XX века, покопавшись, найдешь хоть капельку сюрреализма. Огромное в своей рыхлости течение, рассыпавшееся на десятки не переносящих друг друга художников, интригующих друг против друга кружков, взаимно отрицающих манифестов, официально объявило о своей смерти лишь в 1969 году.

Все это время мастера подтверждали и отменяли друг друга: любимая игра «Изысканный труп», состоявшая в продолжении чужого рисунка, как раз демонстрировала, как одна идея и один стиль на следующем же шагу отрицается другой. Правда, сейчас эти развернутые бумажки выглядят невиданным совместным произведением сразу нескольких первоклассных художников. И вправду из взаимного отрицания рождается нечто целостное, хоть и диковатое, сюрреалистическое.