Фильмы Георгия Данелии — это нестареющая классика.
Его картины показывают по телевидению, смотрят в интернете, фразы из комедий давно уже разлетелись на цитаты… Ленты многое могут рассказать о своем создателе. Но вдова культового режиссера — Галина Юркова-Данелия — безусловно, знает больше…
— Галина Ивановна, ваш муж кроме кино оставил еще несколько автобиографических книг, которые читаются просто на одном дыхании. Как ему пришла эта идея?
— Закончились очередные съемки. И Георгий Николаевич не очень комфортно себя чувствовал — расстроился, что ему нечего делать. Не любил сидеть без работы. Я ему сказала: «Почему ничего не надо делать? Вот твоя голова, вот компьютер. Садись и начинай писать книгу».
Георгий Николаевич пригласил журналистку, чтобы она печатала, а он ходил и надиктовывал. Получилась такая документальная биография под общим названием «Байки режиссера». Затем он суммировал три опубликованные книги и сделал четвертую, назвав ее «Кошмар на цыпочках». Я спросила: что это за странное название? Георгий Николаевич ответил: «Это старость», и вздохнул…
«НЕ ВСЕ СЛОВА ПРИЛИЧНЫЕ»
— Все, кто общался с Георгием Данелией, отзывались о нем как о человеке чрезвычайно добром…
— Он был демократичным, без всякого снобизма и высокомерия. К примеру, у него была помощница по хозяйству Зина. И когда Георгий Николаевич сидел за столом с Евгением Примаковым (тот иногда приезжал к нам в гости), то бывало, что Зина подходила, бесцеремонно хлопала его по плечу и предлагала: «Давайте споем!» Георгий Николаевич на все это смотрел с иронией. Данелия со всеми был одинаковый: и с актерами, и с электриками, и с водителями, и с политиками. Он был добр, и доброта была не показная, а самая настоящая.
— Однако рассказывают, что на съемках он был очень требователен к актерам.
— Он в первую очередь требовательно относился к себе. Хороших актеров, конечно, любил и ценил. Леонова он считал своим талисманом, и когда Евгений Павлович ушел из жизни, Данелия сел и горько заплакал: «Что мне теперь делать?» Они много лет дружили, но дружили на расстоянии, потому что оба были занятыми людьми и не очень общительными и многословными.
— Без Леонова режиссер Данелия не обходился — снимал его во всех своих фильмах. Но особняком, наверное, стоит картина «Кин-дза-дза». Как она рождалась?
— «Кин-дза-дза!» рождалась странным образом. Получился промежуток между фильмами, и Георгий Николаевич задумался, что снимать. Я спросила его: «А какие у тебя есть замыслы?» Он начал перечислять, и мы остановились на истории «Остров сокровищ»… Тогда мы отдыхали в санатории, размышляли над этой темой. И вдруг мне пришла мысль: «А что если мы придумаем в рамках этой истории новый сюжет? Давай мы их отправим на другую планету». Таким образом, появился не «Остров сокровищ», а «Кин-дза-дза!». А потом, когда пришел сценарист Резо Габриадзе, соавтор Данелии, они начали вместе придумывать, разрабатывать свой язык, история ожила и герои заговорили: «пепелац», «кэцэ», «гравицапа», «ку»… Честно скажу, не все слова можно перевести, потому что кое-какие из них неприличные. «Пепелац» переведу, по-грузински это бабочка… Вообще Габриадзе был очень остроумный человек. В Грузии он создал Театр марионеток, все пьесы писал сам. Он шутил, как дышал…
И вот настал момент, когда наш дом превратился в штаб, где рождалась эта история. Позвали знакомых и друзей, стали читать им сценарий, а Данелия наблюдал: если человек очень сильно смеется, то он этот эпизод вычеркивал, говорил, что шутка слишком простая. Это был его принцип.
И с отснятым материалом так же: если при просмотре съемочная группа начинала хохотать, то Георгию Николаевичу это не нравилось. Сам он был серьезным и не любил простых и поверхностных вещей, был чудовищным перфекционистом, все время старался все улучшить, не жалея ни сил, ни времени. Однажды сказал мне: «Если бы у меня не было ограничения по срокам, то я бы до сих пор снимал «Сережу». «Сережа» — это его первый полнометражный фильм, который он снял совместно с Игорем Таланкиным в 1960 году. Фильм получился настолько потрясающим, что его показали почти во всех странах мира, наградили огромным количеством призов.
Когда Георгий Николаевич закончил «Кин-дза-дза!», он сказал: «Господи, если бы я знал, что это будет так сложно, я бы никогда не взялся за эту картину».
— В чем там были главные сложности?
— Много всего. В картине есть комбинированные съемки — по тем временам очень сложный процесс. Это сегодня спецэффекты можно создать на компьютере, а тогда придуманное не всегда можно было воплотить в жизнь. И конечно, снимать в пустыне под палящим солнцем, на горячем песке было невероятно тяжело. Как-то случайно «пепелац» увезли в другой город, из-за чего съемки остановили, пришлось ждать. Также были случаи пожаров, горели декорации из-за 50-градусной жары, что не добавляло постановщикам оптимизма. Приходилось каждый день вставать в пять утра, пока не такое палящее солнце. Но надо отдать должное: когда съемки прерывались, то и Леонов, и Яковлев, и Любшин терпеливо ждали. А у них были спектакли в театре, приходилось отменять или переносить их, но они не уезжали, потому что не хотели подвести режиссера, все выдерживали. Так и говорили в группе: «Это инопланетяне нам мстят, так как мы забрались на их планету».
«ДАЖЕ В ЯПОНИИ ЕСТЬ ФАН-КЛУБ»
— Наверное, символично, что последней работой Данелии стал мультфильм «Ку! Кин-дза-дза»?
— Мультфильму «Ку! Кин-дза-дза» в прошлом году исполнилось 10 лет, он был снят в 2013 году и вошел в историю кинематографа как отдельное художественное явление. У него целая армия поклонников, в Сети огромное количество просмотров, и во многом он оказался пророческим. Кстати, как и фильм. Когда в 1986 году он выходил, это было предупреждением, а сегодня это констатация.
— А Георгий Николаевич преподавал? Наверное, многому мог бы научить студентов.
— Да, в 1976-м с Игорем Таланкиным они набрали режиссерский курс во ВГИКе. А потом долгое время он преподавал на Высших режиссерских курсах. И теперь в благодарность мастеру они называются именем Георгия Данелии.
— Что еще делается для того, чтобы память о замечательном режиссере была жива?
— Георгий Николаевич не любил излишнего внимания. Он снимал не за ордена и награды — это была его жизнь. Поэтому его фильмы и показывают каждый день по телевизору, я на разных каналах натыкаюсь то на «Мимино», то на «Афоню», то на «Кин-дза-дза!» и другие… Хотя орденов у него было столько, что, когда мы его хоронили, не знали, как их все разместить.
Ну а так в апреле 2024-го, в день его ухода, мы планируем повесить мемориальную доску на доме, где он прожил всю свою жизнь. Ранее делали его автобиографическую выставку, а сейчас готовим большую экспозицию к юбилею. Это произойдет в 2025 году. Переиздаем его автобиографические книги, которые моментально раскупают.
А еще в 2015 году в Санкт-Петербурге по инициативе группы актеров был создан театр, где Георгий Николаевич являлся художественным руководителем. А теперь я руковожу этим театром. Первой постановкой стал спектакль «Ханума». Наш театр много гастролирует, мы ездим и по городам России, были и в Прибалтике, и в Белоруссии, и в Китае. А в Москве выступаем на лучших площадках — в Театре сатиры, в Мастерской Петра Фоменко, в Театре на Малой Бронной. И по книгам Данелии будем делать постановку, пишется пьеса под названием «Кот ушел, а улыбка осталась». Сложная задача, но надеюсь, к юбилею Георгия Николаевича сделаем.
— А не хотите поставить спектакль по сюжету «Кин-дза-дза!»?
— Мне позвонил Константин Хабенский и сказал, что хочет поставить на сцене спектакль по фильму, и он уже репетирует. Я дала согласие, а Резо Габриадзе отказал, он был очень осторожным человеком. Посчитал, что сейчас не время и мы можем попасть в плохую ситуацию. Аналогии с современной политикой напрашиваются явные. Существуют фан-клубы «Кин-дза-дза!» по всему миру, даже в Японии есть. Люди разговаривают на языке планеты Плюк, который придуман в фильме. Сама слышала, как двое мужчин говорили между собой: «У тебя сколько кэцэ?» Было смешно. То есть история не теряет актуальности, живет уже своей отдельной жизнью. Придет время, и мы поставим этот спектакль…