Дмитрий Буткевич — об иммерсивных проектах Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассуждает о перспективах иммерсивных институций и токенизации произведений искусства в России. Можно констатировать, что в нашей стране цифровое искусство только начинает свое развитие. Как образно пишет автор The Art Newspaper Russia, одна из ипостасей цифрового искусства — «иммерсивные выставки», то есть большие экспозиционные пространства с одновременной проекцией на потолок, стены и на пол — находится у нас в состоянии «Прибытия поезда» братьев Люмьер относительно «Аватара» Джеймса Кэмерона. У нас пока отсутствуют такие, как их сейчас называют, «иммерсивные институции», как огромное пространство Outernet в лондонском Вест-Энде, где сразу четыре зала в целом на 2 тыс. мест. Только за 2023 год его посетили 6,25 млн человек, больше, чем Британский музей. Или вот недавно открывшийся зал в Лас-Вегасе MSG Sphere. Высота купола — 11 м. Самый большой в мире сферический экран диаметром 157 м и площадью 54 тыс. кв. м, несущий 1,2 млн LED-элементов. Он вмещает 20 тыс. человек одновременно, открылся в сентябре 2023 и стоил $2,3 млрд. Всего сейчас, по данным газеты, насчитывается более 100 иммерсивных институций. В 2024 году открываются новые в Абу-Даби, Гамбурге и Шанхае. Читать также:Амурные несхождения В России специалисты отмечают ArtPlay Media, который сейчас специализируется на так называемых оживших полотнах — Ван Гог, Фрида Кало, Иван Айвазовский. Таким же «оживляжем» занимается «Люмьер Холл» в Москве и Питере. Более изощрен Центр «М`АРС», техника тут, правда, послабее, зато духовности побольше. Конечно, пока что отечественной «иммерсивности» далеко до «токенизации» произведений искусства, где мы как раз чуть ли не реально оказываемся практически «впереди планеты всей». Здесь наша страна занимает лидирующие позиции. Помните, я вам рассказывал об «арт-токенах», которые придумали Эрмитаж и «Интеррос», где токены отражают процесс реставрации фресок из музейной коллекции? Я буду следить за развитием этого художественно-цифрового проекта и надеюсь получить комментарии Михаила Борисовича Пиотровского о перспективах его развития.