Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

В первый раз в низший класс

Канадская «Природа любви»

В прокате — фильм квебекского режиссера Моньи Шокри «Природа любви» (Simple comme Sylvain). Михаил Трофименков был приятно разочарован, когда мелодраматическая история классового мезальянса вдруг обернулась язвительной сатирой на все общество разом.

В первый раз в низший класс

Авторское кино франкоязычной канадской провинции ассоциируется благодаря его патриарху Дени Аркану с чем-то ироничным, самоироничным и достаточно болтливым. Монья Шокри в этом смысле ожиданий не обманула, пусть и не сразу.

Она — Софи (Мэгали Лепин Блондо) — читает в университете курс, посвященный философии любви и желания. Платон там, Спиноза, Шопенгауэр и далее по алфавиту, вплоть до современных мыслителей Владимира Янкелевича и Беллы Хукс. И, кажется, верит в замысловатые мудрствования как в инструкцию для реальной жизни. До поры до времени, разумеется, пока жизнь не предстанет перед ней во всей своей наготе.

Еще она знает толк в вине и скорее терпит, чем любит лысоватого мужа Ксавье (Франсис-Уилья Реом).

Ее мама — тоже интеллектуалка, интересующаяся в ответ на стенания дочери о нервном срыве на почве странной любви, читала ли та некую потрясающую книгу об апартеиде в Южной Африке.

За ужинами в доме Софи и Ксавье собираются такие же утонченные друзья, как и они сами. С каждым бокалом красного уровень интеллектуального бла-бла-бла резко возрастает. Есть ли универсальный нравственный закон, не являются ли мужчины и женщины паразитами на теле Земли, кто из друзей с кем спит, добр ли человек, разведется ли некая Жозефина со своим мужем. Вот сколько роковых вопросов они пытаются разрешить за один вечер.

Милые в общем-то люди. Если не добрые, то, в любом случае, безвредные. Разве что бессмысленные.

А еще у Софи есть подруги, мечтающие ощутить себя героинями классического романа Дэвида Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей» (1928). Проще говоря, переспать со своим тренером по фитнесу. То есть с кем-то, заведомо стоящим чуть ниже по социальной лестнице и бесконечно ниже по лестнице интеллектуальной. Мадам желают животных.

Читать также:
Бутафория человеческого духа

Но то, что в эпоху Лоуренса, героиня которого мутила с егерем, было диким скандалом, в наши дни даже и на скандальчик не тянет.

Потому-то Софи и становится объектом зависти подруг, когда встречает Его — Сильвена (Пьер-Ив Кардиналь). Сильвен руководит ремонтом ее дома и, как любой прораб, с ходу сообщает, что вот это вот надо оторвать, вот это вот отпилить. Ну, короче, проще дом снести до основанья, а затем…

А затем Софи предсказуемо оказывается в объятиях мужлана. Неважно, что он путает глаголы «надеть» и «одеть». Вместо «что-что?» переспрашивает: «Чё?» Про Спинозу и Янкелевича не знает и знать не желает. Зато знает наизусть песни популярнейшего французского шансонье Мишеля Сарду, что вызывает у Софи ужас: он же ультраправый, как можно. Еще Сильвен сомнителен с точки зрения политической корректности тем, что не отвергает смертную казнь и обмолвливается в духе: «И чего все против арабов чё-то имеют, вот у меня один Махмуд работает — душа-человек».

Зато в его доме Софи плещется в волнах дружелюбия, исходящих от многочисленной семейки Сильвена.

Они-то всегда знали, что он самый умный в роду, недаром себе такую тонкую штучку оторвал. Мама-алкоголичка верит в НЛО и чуть ли не в рептилоидов. Сестра-маникюрша обещает привести ноготки Софи в порядок. Сколько-то-там-юродная сестра Сильвена, работающая — кто бы догадался — офтальмологом, выглядит как стриптизерша у шеста.

В США их бы назвали реднеками, в чем нет ничего обидного. Работяги, к которым Шокри относится ничуть не нежнее и не злее, чем к нарциссам-интеллектуалам.