Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Тектонический поп

Как Тейлор Свифт стала «Человеком года»

«Человеком года» по версии журнала Time стала американская певица Тейлор Свифт. В списке претендентов на это звание в этом году значились президент России Владимир Путин (он уже был его удостоен в 2007 году), председатель КНР Си Цзиньпин, генеральный директор компании OpenAI Сэм Альтман, новый король Великобритании Карл III и кукла Барби, которая стала героиней самого кассового фильма года. Игорь Гаврилов — о преимуществах Тейлор Свифт перед конкурентами.

Тектонический поп

«Как бизнесмен она построила империю, стоимость которой, по некоторым оценкам, превышает миллиард долларов»,— констатирует Сэм Лански в статье в Time Magazine, сопровождающей обложку номера о самых важных персонах уходящего года. Известно, что Тейлор Свифт продала своей музыки в разных форматах на $400 млн, а концерты принесли ей $370 млн. Также в 2023 году в кинотеатрах вышел фильм «Taylor Swift: The Eras Tour» о ее мировом туре, который захватил пять континентов и будет продолжаться и в 2024-м. При этом фильм был снят собственной компанией Свифт, которая заключила прямые соглашения с кинотеатрами, минуя посредников.

Bloomberg Economics считает, что концерты певицы в 2023 году принесли ВВП США $4,3 млрд. Концерты — это не только непосредственно музицирование, но и множество рабочих мест, электроэнергия, логистика, страхование, налоги и т. д. Сразу и не вспомнишь, когда в последний раз медиа так активно обсуждали экономическую составляющую тура поп-артиста. Когда вокруг певицы создается аура не только культурного, но и экономического феномена, на это невозможно не обратить внимание. А к этому добавляются мелочи вроде новости о микроземлетрясении, вызванном концертом Тейлор Свифт в Сиэтле.

Пиарщики, заставившие мир говорить о Тейлор Свифт как о чем-то большем, нежели поп-феномен, заслуживают ее особой благодарности, и они ее, несомненно, получили. Как и все члены огромной команды певицы. Общая сумма премий, которые певица выписала своим соратникам, составила $55 млн. Только водителям трейлеров с ее аппаратурой досталась премия в $100 тыс. каждому.

Тейлор Свифт помог разбогатеть и переизданный альбом 2014 года «1989». Она не только издает новые альбомы, но и полностью перезаписывает старые, чтобы контролировать хитовые фонограммы (в изначальных версиях они принадлежали рекорд-компании Big Machine). Песни с перевыпущенного альбома «1989» снова влетели в американские чарты, фактически заблокировав для многих молодых и не очень молодых артистов возможность попасть на серьезные позиции. При таком маркетинговом напоре иначе и быть не могло.

Читать также:
Кандидатская диссертация на заказ: востребованная услуга

«Свифт? Россию же отключили!» — одна из самых распространенных шуток в соцсетях на тему нынешнего «Человека года». Если серьезно, Тейлор Свифт никогда и не пользовалась особой популярностью в России. В те времена, когда к нам еще ездили с гастролями западные стадионные звезды, о возможности ее приезда говорили далеко не в первую очередь. Этот факт — из разряда особенностей отечественного вкуса.

«Как поп-звезда она находится в малочисленной компании рядом с Элвисом Пресли, Майклом Джексоном и Мадонной; как автора песен ее сравнивали с Бобом Диланом, Полом Маккартни и Джони Митчелл»,— захлебывается Time в своей кавер-стори. Рядовому отечественному потребителю музыки такое и в голову не придет. И речь даже не о его консервативном вкусе. Билли Айлиш, Эда Ширана, Imagine Dragons и Харри Стайлза здесь любят не меньше, чем во всем мире. Просто феномен Тейлор Свифт слишком укоренен в американской почве, ее первые достижения были слишком связаны с кантри-культурой, которая совсем никак не «продана» в России. У Тейлор Свифт не было ни одного хита, который бы достаточно горячо ротировался на здешнем FM-радио, ни в одном из любимых у нас фильмов ее песни не занимают ключевого места в саундтреке. В русскоязычных соцсетях часто встречается комментарий: «Я знаю, кто это, но не вспомню ни одной ее песни». И дело здесь не только в том, что ее у нас недостаточно продвигали, а в том, что ее репертуар для русского уха слишком ровный и пресный, она не смогла здесь никого и ничем зацепить по-настоящему. Факт признания Свифт «Человеком года» важен не потому, что мы ее любим или нет, а потому, что в перегруженный политикой год журнал поставил на первое место не политика, а человека искусства, который никого не хочет завоевать или победить, если не считать его конкурентов в чартах. Но это бескровная победа.