Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Приехать в Париж и прогреметь

Содержание:

Как Кэндзо Такада стал просто Kenzo

В конце февраля мир отметил 85-летие Кэндзо Такады, создателя марки Kenzo и прославленного модельера. «Ъ» проследил жизненный путь одного из самых известных японцев современности. Путь не самый простой, но, похоже, совершенно счастливый. Такада прожил 81 год и почти все это время занимался только тем, что ему по-настоящему нравилось.

Приехать в Париж и прогреметь

Когда осенью 2020 года Кэндзо Такада умер, кажется, не было ни одной газеты, ни одного человека, имеющего пусть самое отдаленное отношение к миру высокой моды, который не откликнулся бы на это словами о том, что планета потеряла едва ли не самого самобытного и удивительного модельера. И это при том, что любой успешный модельер и бизнесмен в мире моды (а Такада был безусловно успешен) по определению уникален.

Тем не менее даже на фоне других Такада был первопроходцем. Он первым внес в высокую моду нарочито японские элементы, он был одним из первых модельеров, который не просто не боялся экспериментов, но, похоже, построил на них свое творчество.

Наконец, он завел моду на японских модельеров, позволив миру узнать и Ёдзи Ямамото, и Рей Кавакубо, и Иссэя Миякэ. А еще он был одним из первых, кто не только посчитал моду уделом всех, а не избранных, но и на самом деле демократизировал высокую моду. Возможно, вспоминая свои собственные корни, далекие от аристократизма.

Посол японской моды

Кэндзо Такада родился 27 февраля 1939 года в городе Химедзи. Родной город не был вовсе захолустьем. За десять лет до рождения Кэндзо он чуть было не стал столицей Японии — после очередного землетрясения власти всерьез рассматривали вопрос переезда столицы из Токио в Химедзи. Семья Кэндзо, в которой он был последним из пяти детей, не была богатой, но была определенно зажиточной. Его отцу принадлежала вполне пристойная гостиница.

Кэндзо рано понял, кем хочет стать. Старшие сестры были заядлыми любительницами женских модных журналов. У старших сестер Кэндзо они пользовались популярностью. К ним пристрастился и мальчик. Интересовали его не только тексты, но и картинки. Кэндзо заявил, что хочет заниматься модой. Родители, люди простые и желавшие видеть своих детей не только счастливыми, но и успешными, выбору младшего сына не обрадовались. Кэндзо был мальчиком добрым и, чтобы не огорчать отца и мать, поступил в Университет Кобе, на факультет японской литературы и филологии. Случилось это в 1957 году. Менее года ему понадобилось, чтобы понять, что литература не его призвание.

Разочарованный и томимый скукой, он бросил университет и, несмотря на протесты родителей, переехал в Токио, став одним из первых студентов-мужчин Колледжа моды Бунка.

То, что он сделал правильный выбор, вскоре понял не только он сам, но и его преподаватели и, что важно, его родители. Через два года он получил сразу и диплом колледжа, и престижную премию модного журнала «Соэн» за победу в крупном конкурсе моды, и работу. Токийский универмаг «Санаи» пригласил его главным модельером платьев для девочек.

Работа на крупный универмаг открывала для молодого дизайнера массу возможностей и гарантировала безбедное существование, но не мировую славу. К ней, сам того не подозревая, подтолкнул молодого человека оргкомитет токийской Олимпиады 1964 года. Ему понадобилось снести дом, в котором жил Кэндзо Такада. Выселенному дизайнеру детских платьев выплатили компенсацию — арендную плату за год. Этой суммы, как посчитал молодой человек, вполне хватало, чтобы исполнить свою мечту — побывать в Париже.

Кутюрье с рынка

Планируя в 1964 году свою поездку, Такада рассчитал, что денег ему хватит, чтобы прожить в Париже полгода. Если очень экономить. Он выбрал самое дешевое место в самом неспешном пароходе, шедшем из Токио в Марсель с остановками в Гонконге, Сингапуре, Сайгоне, Коломбо, Бомбее, Джибути, Александрии, Барселоне. В Париже он поселился в комнатке на Пляс-де-Клиши, за которую платил девять франков в сутки.

Французский язык Такада изучал с детства. Он до конца своих дней не избавился от акцента, но говорил бегло и правильно, а потому ему удалось найти и друзей, и работу. О том, что собирался в Париж на полгода, Кэндзо быстро забыл. Он начал создавать эскизы платьев, достаточно хорошие, чтобы быть замеченным. Уже через некоторое время он начал работать на Луи Феро, молодого тогда еще (его модному дому было лет десять), но уже очень известного и популярного модельера.

Универмаг, который стал эталоном: история американской розничной сети Macy`s

В 1970 году Такада скопил достаточно денег на собственное дело. В Galerie Vivienne он задешево сторговал место для магазина готового платья. Даже при этом денег ему едва-едва хватало на оплату аренды, а потому закупал он самые дешевые материалы для своих товаров на рынке Сен-Пьер. Когда ткани и прочее необходимое для пошива одежды было куплено, у японца в Париже кончились деньги. Пришлось писать на родину. Японские друзья собрали некоторую сумму, на которую он сумел сшить свою первую коллекцию прет-а-порте.

Магазин немедленно стал популярным. Уже через пару месяцев к нему начали обращаться (и получать отказ) американские туристы, желавшие заказать оптовые партии его костюмов. Еще через несколько месяцев магазину пришлось искать другое помещение, покрупнее. А потом он уже получил настоящую справку о том, что успешен. Он попал на обложку парижского Elle, а платья из его коллекций были представлены в американском издании Vogue.

Собственно, тогда Такада узнал, что, открывая магазин, он совершил ошибку. Он назвал его Jungle Jap.

В честь себя — в Париже в первые годы жизни он сам себе придумал прозвище Jap. Во Франции название магазина «Япошка из джунглей» никого не смущало. Но слава Кэндзо уже вышла за границы Франции. В 1972 году его модели появились в США, в знаменитом Macy`s. А вместе с этим появились и публичные призывы сменить название магазина. «Я знал, что название может восприниматься как уничижительное, но думал, что если я все буду делать хорошо, то все и будет хорошо»,— рассказывал он тогда газете The New York Times. Несмотря на давление (в Нью-Йорке некая общественная группа даже пыталась через суд запретить бренд Jungle Jap), Кэндзо был верен своему принципу делать то, что ему нравится, а не то, чего от него хотят.

Читать также:
«Это электроника, которой наплевать на законы и рамки»

Кэндзо и законы природы

«Мне как-то сказали, что японцу совершенно невозможно добиться успеха в качестве модельера в Париже,— вспоминал Кэндзо.— Когда я открыл свой магазин, я подумал, что мне нет смысла делать то, что делали французские дизайнеры, потому что я просто не мог бы с ними конкурировать. И я начал делать все по-своему, просто для того, чтобы быть другим».

И в желании быть другим он не знал границ, с удовольствием нарушая все возможные законы мира моды, казавшиеся незыблемыми, как законы природы.

Именно Кэндзо, напоминает модный эксперт Грейс Кук, придумал показывать весенние коллекции весной.

Эксперты напоминают, что теперь этот формат называется «увидел — купил» и окончательно в мир моды вошел через 45 лет после того, как Кэндзо Такада его фактически придумал. При этом свою революцию он совершил почти случайно: «У меня не было мыслей про “увидел — купил”, просто мне казалось совершенно логичным, что весеннюю коллекцию надо показывать весной».

А еще он придумал устраивать свои показы коллекций прет-а-порте в разгар Парижской недели моды. Это были показы, о которых вспоминают до сих пор. Один из них, например, Такада устроил в цирковом шатре. Модели гарцевали в полупрозрачных одеждах на лошадях, а сам модельер принимал парад, сидя на слоне.

Впрочем, Кэндзо Такада был достаточно мудр, чтобы разделять законы — рынка или природы — на те, которые можно нарушать, и те, которым надо неукоснительно следовать. Ведь он был не только модельером, но и бизнесменом.

Японский бог: каким запомнили Кэндзо Такада

Бизнес Кэндзо Такады постепенно завоевывал мир. После шоу в Нью-Йорке он все-таки решил переименовать бренд. Долго не думал. Если в «япошке» кто-то мог увидеть что-то оскорбительное, то уж в его имени –— никто и никогда. Так в 1976 году на смену Jungle Jap пришел Kenzo. Бренд, который, по словам его создателя, к концу 1970-х был самым продаваемым в мире.

Бизнес Такада развивал, не нарушая мировых трендов и законов. В 1983 году дом Kenzo впервые выпустил мужскую коллекцию. Чуть позже, как и другие модные дома, вышел на рынок парфюмерии, а потом, в соответствии со сложившимся трендом, представил более демократичные линейки, включая Kenzo Jeans. Маленький магазин в Gallerie Vivienne превратился в грандиозный бренд с миллионными оборотами.

Жизнь после Kenzo

Бизнес Kenzo процветал. Но казалось, что тому мальчику из Химедзи было все-таки интереснее заниматься творчеством, а не бизнесом. А в начале 1990-х на него свалились несчастья. Глубоко личные. Сначала умер его друг, едва ли не первый друг в Париже. Потом — мать. Он не успел на ее похороны. Потом несчастье случилось с его бизнес-партнером. И Kenzo из любимого детища вдруг просто превратилось в работу. А Кэндзо Такада, напомним, с детских лет между «надо» и «нравится» выбирал второе.

В 1993 году он продал свой бизнес модному конгломерату LVMH, который известен тем, что собирает под одной крышей самые успешные и самые интересные бренды. Кэндзо остался на какое-то время художественным руководителем Kenzo, но постепенно все больше охладевал и к этому.

Окончательно попрощался с Kenzo он в 1999 году. Позже его не раз спрашивали, не было ли в решении об уходе некоторого разочарования или даже злости на тех, кто делал с «его» брендом что-то такое, чего он сам никогда бы не сделал. Кэндзо всякий раз говорил, что ему было не «неприятно», а «необычно». И что каких-то нехороших чувств к тем, кто теперь и был Kenzo, он не испытывал.

Такада почти не лукавил. Все, кто его знал, называли его самым милым и самым бесконфликтным человеком на свете.

Тем не менее этот человек в 2005 году, через шесть лет после окончательного ухода из Kenzo, подал в суд на новых хозяев бренда, требуя роялти за, как указывалось в иске, «незаконное» использование его имени. Цена вопроса — $24 млн c небольшим. Сколько он получил на самом деле, не известно. Стороны решили договориться во внесудебном порядке.

Кутюрье атомного дарования: история японского модельера Иссеи Мияки

В 1999 году Кэндзо было всего 60. И бросать жить он не собирался. А собирался он заниматься тем, что ему нравилось. «Когда я перестал работать (на Kenzo.— “Ъ”),— говорил он позже.— Я отправился в отпуск. Я отдыхал. А потом я решил опять взяться за работу. И тогда я сказал себе, что моей новой работой будет, скорее, декор, а не мода». В 2005 году он зарегистрировал новый бренд — Gokan Kobo («Мастерская чувств»), начав создавать мебель, посуду и товары для дома. А еще он вернулся к своему хобби, которое оставалось забытым многие годы,— живописи, создав, кроме всего прочего, целую серию автопортретов. Он не отказался, когда ему предложили придумать форму для олимпийской сборной Японии. Он, наконец, придумал костюмы для постановки «Мадам Баттерфляй» в Токийской опере. Это, кстати, было не первым его опытом в мире искусства.

К этому же пост-брендовому периоду относятся и награды, которые он получил. В 1999 году он удостоился японской медали Почета с пурпурной лентой. Это одна из высших наград Японии за достижения в области культуры и искусства. А в 2016 году, за три года до смерти, Франция окончательно сделала его своим, удостоив звания рыцаря Почетного легиона.

Кэндзо Такада, большую часть жизни известный как «япошка» или просто Kenzo, заразился ковидом и умер от его осложнений в 2020 году. Время смерти не выбирают, но в случае с Кэндзо это не столь очевидно. В лучших традициях Кэндзо, «потрясающего традиции мира моды», новость о его смерти пришла в разгар Парижской недели моды. И снова все говорили не о высокой моде Парижа, а о нем, как когда-то, когда он специально приурочивал свои показы коллекций прет-а-порте к главному событию в мире высокой моды.

Фотогалерея

Дизайнер класса «люкс»

Смотреть