Начнем с того, что Ольга Волкова — народная артистка России и в ее творческом багаже более 200 ролей в фильмах и спектаклях.
И хотя не все они такие главные, как, например, в комедии Эльдара Рязанова «Небеса обетованные», но даже в небольшом эпизоде Волкова умеет так блеснуть, что созданный ею образ запомнится навсегда!
В прошлом году Ольга Владимировна отметила 85-летие, но почивать на лаврах не торопится — иначе ей просто некуда будет девать ту неукротимую энергию, которая, по словам актрисы, ее «распирает во все стороны». Сейчас Волкова снимается в четвертом сезоне сериала «Папины дочки. Новые», где, как и в самом первом сериале, играет бабушку (а теперь уже и прабабушку) Антонину Семеновну. И при этом успевает не только сниматься в других картинах, но и преподает актерское мастерство, пишет сценарии для кинофильмов и даже книги.
«Я – ДРУГАЯ БАБУШКА»
— Ольга Владимировна, каково это — столько времени быть всероссийской кинобабушкой?
— Это счастье! Поэтому сразу скажу, даже не дожидаясь ваших дальнейших вопросов: «Папины дочки» — большая радость общения с замечательными детьми и с замечательными актерами, с которыми мы знакомы еще с первого проекта. Мы так сроднились и сблизились, это невероятно! И еще спасибо режиссеру. Потому что это талант: попасть точно в персонаж. Найти актера нынче редкость, а в «Папиных дочках» каждый персонаж — в точку! Всех помню, всех люблю. Когда вижу в других картинах, то всегда радуюсь за них. Работа эта доставляет мне большое удовольствие.
— Часто общаетесь вне съемочной площадки?
— Не всегда успеваем встречаться, но звоню постоянно. У меня нет такого: «Ах, я вот такая крутая — мне должны звонить!» Хочу общаться — звоню… Расскажу одну историю. Я в жизни тоже бабушка и прабабушка: у меня двое детей, шесть внуков и двое правнуков. Их фотографии висят на стене у меня дома. Среди них есть еще одна фотография — это Пуговка, Катя Старшова. Именно этот портрет я забрала с собой со съемочной площадки первых сезонов «Папиных дочек» к себе домой.
— Как думаете, в чем секрет такой большой популярности этого проекта?
— Наверное, в органичности и естественности этих детей. Они не играют, они живут, существуют. Они такие, каких можно встретить на улице. Это очень важно, чтобы персонажи были живыми и их хотелось увидеть снова и снова.
— А чем вы с вашей героиней похожи?
— Я — абсолютно другая бабушка. Внуки со мной общаются как с маленькой девочкой. Я молчу. Потому что ну что тут сделаешь? Я рассеянная, я в жизни о многом забываю, потому что постоянно чем-то занимаюсь: пишу сценарии, снимаюсь в кино… Быт у меня другой. Так что я никак не похожа на свою экранную героиню. Тем более что она деньги считает. Это не ко мне. Если бы мне подарили пять миллионов — я бы знала, кому их отдать. У меня нет тяги к деньгам, мне, наоборот, куда-то пристроить их надо! (Смеется.) Я очень непрактичная — называю себя «бытовой инвалид».
ПОДСМОТРЕНО В ЖИЗНИ
— Если ваша героиня из «Папиных дочек» на вас не похожа, то откуда берутся образы, какие-то характерные черты, которыми вы наделяете персонажей? Ведь все равно артисты от себя что-то добавляют.
— Я своих персонажей часто наделяю какими-то характеристиками, манерой поведения или привычками, которые вижу в жизни у других людей. Например, у моей знакомой (это было уже больше 40 лет назад) маленький сын плохо просыпался. Рано утром к нему входила няня, стучала ему пальчиками по голове и говорила: «Проснись!» Он так ненавидел этот жест, что как только слышал, что открывается дверь, тут же вскакивал. Я запомнила и внедрила этот жест в «Папины дочки». Моя героиня вот так пальчиками стучит по голове своим внукам и говорит: «Думай, думай!»
— В фильме «Забытая мелодия для флейты» вы сыграли очень колоритную даму. Где ее присмотрели?
— Ох, вот к ней фактически лет 20 готовилась, даже не зная, что мне придется ее играть. Просто за прожитые годы накопилось очень много впечатлений. А главное — текстов. Одна партийная начальница над культурой мне сказала: «Я соглашусь с вами ввиду родственной гуманитарности». Другая: «Не надо ставить меня в наивные рамки безграмотных людей». Третья выдала: «В качестве преамбулы я сообщу вам несколько нюансов». И до сих пор они так говорят. Но одна, помнится, убила просто наповал. В «Доме книги» на Невском молоденькая продавщица никак не могла понять, чего хочет от нее большая, дорого одетая дама. Она протягивала записку, на которой было написано: «30 щенков». Я взялась помочь, покрутила записку в руках и поняла: даме нужен был Зощенко. Потом юмористы об этом рассказывали со сцены. Но я им эту тему подсказала.
— Вы не так часто снимаетесь сейчас. Почему?
— От многих проектов отказываюсь. Потому что не по-людски как-то. Хочется, чтобы тепло было от общения с актерами, от самого сценария, от того, что происходит в фильме и на съемочной площадке. Я ненавижу вранье и в костюме, и в тексте, и в гриме, и в ситуации…
— У вас большой опыт, обширная фильмография. Когда-то кто-то на съемочной площадке просит помочь с ролью, подсказываете что-то?
— Когда у меня кто-то просит, то я всегда помогаю. Это такое счастье поделиться тем, чего у тебя много! Я преподавала в киноакадемии и до сих пор поддерживаю связь, помогаю своим ученикам…
— Вам нравится работать с молодежью?
— Есть очень талантливые ребята, которые все слышат и понимают. И есть «глухие»… Сейчас много искусственного интеллекта, молодые люди много времени проводят в гаджетах, не любят общаться вживую. Уже даже не звонят, а голосом наговаривают сообщения. Я понимаю, что время торопит и ускоряет все, но что-то ведь при этом и теряется… Есть много молодых ребят, которые читают печатные книги, так же, как и я. У меня огромная библиотека, я люблю «живые» книги, не читаю электронные. Они должны пахнуть печатью, в них можно перевернуть страницу, где-то ее загнуть, что-то отметить для себя, вернуться потом на это место в тексте… Но сейчас мало желающих читать. Зачем читать, если я могу увидеть это на видео в интернете?!
«СЧИТАЮ, ЧТО Я МОЛОДЕЦ»
— Известно, что вы трепетно относитесь к истории своей семьи и написали автобиографическую книгу…
— Я написала книгу давно, а сейчас ее переиздали. Это история моей семьи. Деньги могут исчезнуть, дачи — сгореть. Что вы передадите правнукам? Истории дома! Собирайте, рассказывайте… Дело не в сословном чванстве, а какие характеры были, где родились, кто родственники… Я знаю, что во мне девять кровей, потому что бабушка и дедушка все записывали. Это интересно.
— Какую историю сейчас можете рассказать?
— Мой отец не хотел, чтобы я была актрисой. Он хотел, чтобы я была врачом. Я даже занималась мануальной терапией. Потому что поставить человека на ноги — это больше радость, чем сыграть роль. Но, конечно, хороший сценарий, роль и сам фильм — это тоже один из способов поднять людям настроение…
— В свое время вы, коренная ленинградка, переехали в Москву. Почему?
— Не просто коренная! Мои предки строили Питер, и все их могилы там. Один из прадедов — Семен Афанасьевич Пустошкин — был сенатором, правой рукой Ушакова. А другая линия — по отцу — москвичи. Видимо, московская кровь меня перетянула… А переезд в Москву я считаю своим подвигом. Перетащила семью вопреки желанию мужа. Начала жизнь в чужом городе практически с нуля. И выиграла этот бой. Продлила жизнь мужа на 25 лет, поставила на ноги детей. Считаю, что я молодец. Так я борюсь с трудностями. У меня нет страха их преодоления.
— Про вас точно можно сказать, что вы не соответствуете вашему возрасту, указанному в паспорте…
— Во мне не по возрасту темперамент: я очень быстро хожу, очень быстро все делаю. Мне 85 лет, а я себя ощущаю неадекватной 13-летней девчонкой! (Смеется.) Потому что меня распирает во все стороны, я не могу сдержать эмоций! Я веду себя не как солидная дама, народная артистка 85 лет (понижает голос и замедляется): «Уважайте меня! Дайте мне!» Я сама даю. И люблю делать все сама!