Содержание:
Кто в России не знает, что такое «Любэ»? Наверное, трудно найти такого человека. Зато далеко не всем известно, что в этом году легендарный коллектив отмечает славную дату — свое 35-летие!
Родившаяся на стыке перестройки и лихих 90-х, эта группа стала камертоном переломного времени в истории страны. Ее хиты «Конь», «Комбат», «Атас», «Там, за туманами», «Не валяй дурака, Америка» навсегда вошли в эту самую историю. Как и солист группы «Любэ» — Николай Расторгуев, который отлично помнит, как все начиналось…
«НУЖНЫ БЫЛИ ДЕНЬГИ»
— Николай, а вы верите в то, что группе «Любэ» исполнилось 35 лет?
— Верю!.. Правда, сначала хотел ответить, что нет. А потом подумал, что большой, трудный путь прошел коллектив. 35 лет — цифра серьезная. Все как-то очень быстро пролетело. Но это свойство, наверное, человеческой психики так думать, что быстро…
— Группа была создана 14 января 1989 года — так, во всяком случае, указано в интернете…
— Это был самый первый заход на звукозаписывающую студию. Я просто помню эту дату. Сказал о ней нашему продюсеру Игорю Матвиенко, и мы решили назначить день рождения «Любэ» на этот день.
— А что это за история, что вы поначалу Игорю Матвиенко не приглянулись и он вас не хотел брать?
— Давайте я поясню, потому что это не связано с «Любэ» никак. Это был 1985 год, я работал в ансамбле «Лейся, песня», потом полгода — в группе «Рондо». Они тогда только образовались, и я был самым первым солистом, еще до Саши Иванова. Причем работы как таковой не было вообще… Оттуда я ушел, потом встретился с Сергеем Мазаевым. А он — друг Игоря Матвиенко еще со студенческих лет, они вместе работали в ансамбле «Здравствуй, песня». Так получилось, что Сергей Мазаев в тот момент ушел оттуда в «Автограф», а Игорю Матвиенко, который был художественным руководителем ВИА, нужен был новый солист. И он действительно не хотел меня брать. Я был коротко стриженным, а все ребята тогдашнего коллектива «Здравствуй, песня» — длинноволосые, с модными роковыми гитарами. Я не подходил им по имиджу, хотя на прослушивании спел все песни прилично. Они в день прослушивания уезжали на гастроли. Игорь Матвиенко говорит: «Хорошо. Когда мы приедем…» — на что я тут же ответил: «Нет, я еду с вами!» И он сдался, видимо, у меня был такой напор. А я просто долгое время находился без работы, и мне очень нужны были деньги, семью кормить. Хотя я человек очень скромный — меня тогда просто прорвало. Но благодаря этому шагу и легкому давлению Игорь взял меня тогда на гастроли. И понеслось!.. Спустя какое-то время этот коллектив развалился. Но было придумано несколько новых песен: «Дуся-агрегат», «Дядя Вася», «Люберцы», которые вошли в первый альбом «Любэ»…
ГЛАВНЫЕ ПЕСНИ О ГЛАВНОМ
— У вас свой личный день рождения — 21 февраля. Как отмечаете?
— Я свои дни рождения уже много лет не отмечаю, поскольку почти всегда на эти дни запланированы концерты «Любэ». Да и потом я не люблю все эти гулянки: меня это не вдохновляет, и я очень ровно отношусь к таким праздникам…
— Юбилейные концерты группы запланированы по всей России. Чего ждать зрителям на ваших выступлениях?
— Я открою небольшую тайну: их ждут песни ансамбля «Любэ» — и больше ничего. Песен много. Можно сделать любую концертную программу из разных песен. Но ее нельзя назвать новой, потому что все эти песни давно известны. Мы подобрали то, что люди на самом деле любят, и то, что они хотят услышать. Мы идем навстречу публике. А что касается новых песен, еще не опробованных, запускать их в концерте, когда их никто не слышал, очень опасно. Может произойти неожиданная и неприятная вещь: может «не зайти». И можно уйти «под звук собственных копыт», как у нас говорят. Сначала песню надо подраскрутить, запустить в медиапространство. И затем только, когда люди привыкнут, исполнять на концерте. Это мое глубокое убеждение. Потому что я присутствовал на концертах больших звезд мирового уровня. Например, концерт Стинга в Москве, куда он привез новый альбом, который в России никто еще не слышал. В итоге в конце концерта было каких-то два хлопка — и люди ушли…
— А как считаете, есть у группы «Любэ» самая главная песня?
— Я думаю, что это… Да я даже говорю об этом на концерте: «Сейчас прозвучит одна из самых главных наших песен. Она так и называется: «Главное — что есть ты у меня». Но есть еще одна — единственная, которая великая, которую поют, не побоюсь сказать, на разных языках в разных странах, — это песня «Конь», которую написали Игорь Матвиенко и Александр Шаганов…
«МЕЖДУ КОНЦЕРТАМИ ГЛАВНОЕ – ВЫСПАТЬСЯ»
— Концерты, гастроли, съемки… Как все успеть и как вы отдыхаете?
— Это еще нормально — вы не видели у Гриши Лепса график. Он в прошлом году праздновал свое 60-летие, у него был юбилейный тур — и концерты через день. Как это он выдерживает все, я не знаю. Он семижильный! Но в целом мы люди привычные… Сам концерт обычно спокойно проходит. Бывают какие-то технические вещи, с накладками, а хочется, чтобы все было идеально. А все идеально, к сожалению, не бывает. Но тем не менее от концертов ты получаешь удовольствие… А самое сложное — это переезды. Но и этот вопрос решаем. У нас есть большие профессионалы, которые занимаются транспортной логистикой, и они стараются сделать для группы все, чтобы было удобно. Самое главное — между концертами как-то отдохнуть, восстановиться, выспаться. Основное для человека, который поет, — это сон. Иначе голос не звучит. Это по моему большому опыту…
— Вы давали раньше и по 300 концертов в год…
— Когда я еще в 1980-е годы работал в различных ВИА, у нас была привычная история — два концерта в день на одной площадке. Это была норма. А на БАМе в 1979 году у меня было 11 концертов в день! Начинали в девять утра и заканчивали глубокой ночью…
«ЛЮБЭ» — ЭТО НАВСЕГДА
— Каким вы были в детстве?
— Я был самым обычным советским мальчиком. Учился я средне. Меня воспитывали достаточно строго — в основном мама, как и во всех семьях тогда, а папа был всегда на работе. Я не был хулиганом никогда. После школы, как и положено, поступил в институт (Московский технологический институт легкой промышленности. — Ред.). Учился там недолго — мне было неинтересно, и меня оттуда выгнали… Кстати, недавно я встретил ректора института, в котором учился, и у нас состоялся такой диалог: «Мы знаем, что вы учились в нашем институте!» — «Спасибо за то, что меня оттуда выгнали. Благодаря этому я стал тем, кем сейчас являюсь. Низкий вам поклон!»
— Сейчас стали снимать фильмы о разных музыкальных группах: «Комбинация», «Руки Вверх!», «Иванушки International». О «Любэ» фильма не планируется?
— Выпускники ВГИКа делают документальный фильм о «Любэ». Они напросились на репетиции, ездили с нами несколько раз на гастроли, чтобы снимать закулисье. Потому что самое интересное в документальном фильме — это не концерт сам по себе, а то, что происходит до, после и во время за кулисами. Какой-то нервяк, суета, что в гримерке, что на столах — это всех интересует… Как будет готов — объявим…
— «Любэ» — это навсегда?
— Думаю, что до гробовой доски. А что делать-то? Другого выхода я не вижу. Я люблю свою работу — говорил об этом уже. Мне страшно повезло, что то, чем я занимаюсь, мне очень нравится. Это невероятное везение в жизни. В этом смысле я очень успешный и удачливый человек…