Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Моди на взводе

Джонни Депп снял фильм об Амедео Модильяни

В прокат выходит биографическая драма «Моди: Три дня на крыльях безумия» — вторая режиссерская работа Джонни Деппа, после голливудской «отмены» перебравшегося в Европу, где продюсеры и инвесторы не такие моралисты. В герое фильма, не признанном при жизни художнике Амедео Модильяни, Депп явно видит родственную мятущуюся и артистическую душу. И это всего одна из многих причин, почему картина вызывает при просмотре острую неловкость, предупреждает Юлия Шагельман.

Моди на взводе

Париж, 1916 год. Идет Первая мировая война, поэтому по улицам маршируют солдаты, распевающие «Марсельезу», а прямо на площадях разложены мертвые тела тех, кто уже отвоевался, — можно было бы, конечно, свозить их в морги, как это и происходило в реальности, но как тогда впечатлить зрителей яркими образами? Тут же продают свои картины и скульптуры нищие художники, которые безуспешно пытаются заработать на жизнь искусством. В перерывах же, а чаще прямо в процессе создания шедевров они беспробудно пьют, курят гашиш и сетуют на непонимание публики. Среди них трое друзей — Амедео Модильяни, Морис Утрилло и Хаим Сутин.

Итальянского еврея Модильяни, чья национальность неоднократно подчеркивается в фильме (но линия антисемитизма просто обозначена и никуда не приводит), играет итальянец Риккардо Скамарчо, француза Утрилло — француз Брюно Гуэри, лучше всего известный зрителям по сериалу «Эмили в Париже» (здесь у него примерно такая же роль стереотипного «лягушатника»), белорусского еврея Сутина — почему-то ирландец Райан Макпарланд. Все они, как обычно бывает в таких фильмах, говорят друг с другом по-английски с невообразимыми акцентами. Правда, Модильяни в моменты особенного душевного волнения или заказа пасты в ресторане своей компатриотки и модели Розалии Тобиа (Луиза Раньери) все-таки переходит на итальянский, а иногда даже декламирует на нем Данте.

Из других персоналий парижского художественного мира первой четверти ХХ века в фильме появляются арт-дилер Леопольд Зборовский (Стивен Грэм) и журналистка Беатрис Хастингс (Антония Деспла). От первого Модильяни ждет, что тот все-таки сумеет продать его картины, со второй спит, пишет ее обнаженной, ведет разговоры об искусстве и выясняет отношения. Картины, разумеется, не продаются, и Моди уже хочет сбежать из Парижа в родной Ливорно, но Зборовский обещает, что в город скоро приедет знаменитый коллекционер Морис Ганья (Аль Пачино), который счел его работы «интересными», так что он решает задержаться. Утрилло тем временем собирается пойти на войну добровольцем, а Сутин притаскивает домой разделанную коровью тушу и пишет с нее картину, мучая квартирную хозяйку и соседей вонью и скоплением мух. Такие вот они, гениальные безумцы, презирающие буржуазные нормы приличия.

Читать также:
Девушка с плакатов Мао

Когда Ганья наконец появляется, не остается никаких сомнений в том, кто же в этом фильме главная звезда. Пачино забирает себе все внимание, показывая настоящий актерский мастер-класс, так что Скамарчо, которого нелегкая занесла с ним в одну сцену, остается только изображать бессильную ярость, что выглядит куда достовернее всех его предыдущих и последующих метаний. А метания, конечно же, еще будут — куда же в байопике о проклятом художнике без сцены исступленного уничтожения своих произведений?

«Моди» — проект мечты именно Пачино, еще в 1970-х носившегося с идеей адаптировать для кино пьесу Дэнниса Макинтайра. На разных этапах режиссерами предполагались Коппола, Бертолуччи и Скорсезе, потом сам Пачино, а Депп должен был играть главную роль. Майкл Дэвис, в какой-то момент прибившийся к проекту со своим вариантом сценария, в итоге ушел и снял своего «Модильяни» (2004) в том же жанре байопика, состоящего из пошлейших штампов, только еще дополненного историей (выдуманного) соперничества Моди и Пикассо.

В депповской версии Пикассо, по счастью, блистательно отсутствует. Зато есть темная фигура в плаще и маске чумного доктора, которая является Модильяни в кошмарах, предвещая его раннюю смерть. Также в ассортименте: приливы вдохновения, крупные планы ложащихся на холст мазков, страстные отказы идти на компромисс ради денег, и все это под удручающе безликую закадровую музыку. Но получается в итоге этакий «Амедео в Париже», только вместо кутюра и гламура — туберкулез, алкоголь и будущее величие, которое, как ни старайся, в самом фильме ощутить не удается.