Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Кинозал ожиданий

Открывается Венецианский фестиваль

28 августа в 81-й раз в Венеции открывается старейший в мире международный кинофестиваль. Его программу комментирует Елена Плахова.

Кинозал ожиданий

В этом году организаторы киносмотра изменили систему бронирования билетов для аккредитованных журналистов — надо полагать, в лучшую сторону. Теперь большую часть заказов представителям мировой кинопрессы предложено сделать на интернет-платформе еще до начала фестиваля. И по тому, насколько доступен тот или иной фильм, можно высказать первые предположения о том, чего профессионалы ждут от кинематографа с самым большим нетерпением. Ждут, разумеется, шедевров и сильных художественных впечатлений.

Показательно, что мгновенно закончились билеты на фильмы Хармони Корина «Вторжение младенцев», на «Апокалипсис в тропиках» Педру Кошты, на «Санаторий под песочными часами» братьев Стивена и Тимоти Куэев и даже на короткометражку Аличе Рорвакер «Городская аллегория». Не удивительно: все они — одаренные режиссеры с оригинальным авторским голосом, а братья Куэй вдобавок взялись за смелый эксперимент — экранизацию прозы «галицийского Пруста» Бруно Шульца в смешанной технике игрового кино и кукольной анимации.

Все эти картины будут показаны вне конкурса в параллельных секциях и часто в небольших залах. Но спрос на них достаточно высокий, и они сразу стали дефицитными зрелищами. Проще с фильмами главного конкурса, которые покажут несколько раз в самых больших кинотеатрах. Это музыкальный сиквел «Джокера»: Тодд Филлипс назвал его «Джокер-2: Безумие для двоих» и пригласил Леди Гагу в качестве партнерши Хоакина Феникса. Это также первый англоязычный фильм Педро Альмодовара «Комната по соседству», в центре которого дуэт голливудских мегазвезд Тильды Суинтон и Джулианны Мур. Звездный статус фестиваля еще больше повысят Анджелина Джоли, которая воплотилась в оперную диву Марию Каллас в фильме «Мария» Пабло Ларраина, а также Николь Кидман, сыгравшая в эротическом триллере «Плохая девчонка» Халины Рейн. Наконец, всех интригует «Квир» Луки Гуаданьино по роману Уильяма Берроуза с Дэниелом Крейгом в главной роли.

Ждать ли шедевров из этой категории фильмов — вопрос, ответ на который мы получим в ближайшие десять дней, и, скорее всего, он будет отрицательным.

Ставка на раскрученные имена уже давно выглядит сомнительной чертой конкурсов главных фестивалей, но вряд ли они способны найти ей альтернативу.

И работы режиссеров, которые теоретически могли бы ее составить, того же Педру Кошты или потрясающих братьев Куэй, оказываются чаще всего в параллельных программах и привлекают внимание обитателей синефильского гетто. Впрочем, судя по мгновенному исчезновению билетов на эти фильмы, довольно многочисленного.

Читать также:
Богатые-несчастные

Один из путей преодоления этого противоречия в фестивальном отборе — более активное включение в главный конкурс работ режиссеров-женщин, уже добившихся международного признания, но по-прежнему отличающихся художественным радикализмом. Примеры этого года — «Жатва» гречанки Афины Рахель Цангари и «Апрель» грузинки Деа Кулумбегашвили — образцы арт-кино, далекого от мейнстрима. Другой путь — теперь уже практически обязательное присутствие в игровом конкурсе документальных работ. В этом году данную квоту заполняет фильм выдающегося китайца Ван Биня «Молодость: Возвращение домой». Это финальная часть трилогии о нещадной эксплуатации рабочих-текстильщиков; первая часть была показана в Канне, вторая — в Локарно. А сингапурец Йео Сё Хуа представляет в Венеции новую работу «Глаза чужака», ее темы — отчуждение и вуайеризм, порождаемые новыми видеотехнологиями.

Помимо чисто художественных задач такой крупный фестиваль, как Венецианский, не может не реагировать на политические реалии и сотрясающие мир войны. Несколько фильмов программы с разных сторон затрагивают израильско-палестинский конфликт. Это, в частности, лента известного израильского режиссера Амоса Гитая «Почему война», в основе которой переписка 1932 года между Альбертом Эйнштейном и Зигмундом Фрейдом о шансах предотвращения войны. «Русские на войне» — под таким названием покажут фильм российско-канадского режиссера Анастасии Трофимовой. Как сказано в аннотации, она «получает беспрецедентную возможность следовать за батальоном российской армии в Украине… завоевывает доверие пехотинцев и в течение года сопровождает их». Другая документальная лента на горячую тему представлена украинкой Ольгой Журбой и называется «Песни медленно горящей земли».

Фестиваль откроется премьерой фильма Тима Бёртона «Битлджус Битлджус» — сиквела фантастической комедии 1988 года, снятой тем же режиссером, когда ему было тридцать лет. Еще за день до открытия фестиваля показали «Золото Неаполя» — классику неореализма в исполнении режиссера Витторио Де Сики, полвека со дня смерти которого отмечает Италия. А жюри главного конкурса возглавит Изабель Юппер, любящая радикальное кино, которое в этой связи получает большие, чем обычно, перспективы быть отмеченным призами.