Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Картины-неразлучники

Самая знаменитая пара портретов Рембрандта вернулась во Францию

На этой неделе Лувр официально объявил, что с 21 февраля 2024 года шедевры Рембрандта — «Портрет Мартена Солманса» и «Портрет Опьен Коппит» — будут выставлены в экспозиции музея. Период их пребывания во Франции продлится пять лет. В 2029 году, на очередную пятилетку, эта пара портретов переедет в амстердамский Рейксмюсеум. Об уникальном в истории коллекционирования межправительственном соглашении рассказывает Кира Долинина.

Картины-неразлучники

Представление публике парных портретов амстердамских молодоженов-нуворишей, написанных 28-летним лейденским гением Рембрандтом ван Рейном вскоре после его триумфального прибытия в Амстердам — в 1634 году, в любом случае должно было бы стать отличной новостью. Тем более что история этих полотен не изобилует публичными показами. Два с половиной века они находись во владении наследников изображенного семейства, в 1877 году один из них, Виллем ван Лоон, распродает свою коллекцию: представленные на продажу работы были выставлены для обозрения в большом зале особняка ван Лоона в Амстердаме. Там их увидел и описал французский знаток искусства Эжен Фромантен, отметивший высочайшее качество живописи, сравнимое, например, с написанной Рембрандтом в тот же период картиной «Урок анатомии доктора Тульпа» (1832). После выставки 68 фламандских и голландских картин из собрания ван Лоона были проданы парижскому банкиру Гюставу Самуэлю де Ротшильду за сумму более миллиона франков. С тех пор портреты Солманса и Коппит были одолжены на выставку только один раз, в Рейксмюсеум в 1956 году, на 350-летие художника.

Несмотря на свою непубличность, оба портрета были хорошо известны специалистам и входили во все уважаемые каталоги живописи Рембрандта. Это единственные дошедшие до нас парные портреты Рембрандта в полный рост — тип парадного портрета, подчеркивающий высокий социальный статус заказчиков. Более того, сын протестанта-беженца из Антверпена, берущий в июне 1633 года в жены девушку из одной из самых богатых семей Республики Соединенных Провинций, выступает тут, как часто бывало и бывает с нуворишами, с претензией на аристократизм, ведь традиция полноформатных портретов идет именно от королевских и придворных изображений. Важной особенностью этих двух картин считается ненавязчивый, но легко считываемый диалог пары: можно представить их по отдельности, но при совместном экспонировании видно, что молодой муж протягивает как бы спускающейся к нему по лестнице жене свою перчатку, знак верности. Единым приемом прочитывается и темный занавес за спинами портретируемых, и схожий свет, который резко падает на правое плечо Солманса и более мягко на большой кружевной воротник Коппит.

В 2014 году стало известно, что семья Ротшильд готова расстаться с парными портретами кисти Рембрандта. Это стало сенсацией международного масштаба. Сразу же вспомнили, что еще в 1877-м, при продаже коллекции ван Лоона, правительство Нидерландов пыталось выкупить эти картины, однако запрошенной суммы не нашлось. Отъезд шедевров Рембрандта (очередных, надо признать) во Францию воспринимался тогда очень болезненно. И вот — возможность переписать историю. Первыми отозвались на объявление о продаже французы — пополнить Лувр, и без того одно из двух самых значительных в мире (после Рейксмюсеума) собраний полотен Рембрандта, этой парой было бы красивым жестом. Однако денег у Французской Республики на обе картины не было. Интерес Нидерландов был очевиден — они мечтали вернуть портреты «домой». Цена вопроса — €160 млн.

Читать также:
«Из Великобритании пришла весть о справедливости»

Решение проблемы стало беспрецедентным в истории коллекционирования: в феврале 2016 года между Францией и Нидерландами было заключено соглашение, по которому два музея, Лувр и Рейксмюсеум, купят каждый по одной картине (Лувр — женский портрет, Рейксмюсеум — мужской), но владеть будут ими совместно, выставляться они будут поочередно в Париже и Амстердаме и никогда не будут экспонироваться по отдельности. Весной 2016 года шедевры были показаны во Франции, летом — в Нидерландах, потом они ушли на реставрацию. С 2019 года пошла пятилетка пребывания картин в Амстердаме, сейчас они собираются покорять Париж. За пятилетними сроками обещают последовать более долгие, восьмилетние периоды. Жизнь супругов на два дома также ограничивает возможности для передачи этой пары полотен на какие-либо временные выставки третьей стороне. Нерушимости этого брака больше ничто не грозит.