Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Хорошо сепарированный клавир

Актуальное и оптимистическое в «Ненормальном» Ильи Маланина

В прокат выходит «Ненормальный» — режиссерский дебют актера Ильи Маланина, открывавший в этом году кинофестиваль «Дух огня» в Ханты-Мансийске. По-ученически старательно снятая картина довольно наивно подходит к теме инвалидности, но содержит и разумную идею о необходимости своевременной сепарации родителей от выросших детей. Нравственный прогресс в отечественном массовом кино констатирует Юлия Шагельман.

Хорошо сепарированный клавир

Синопсис «Ненормального» на первый взгляд напоминает недоброй памяти фильм Михаила Расходникова «Временные трудности», который в 2018 году выпустил на экраны тот же кинопрокатчик, компания «Централ Партнершип». Там отец в исполнении Ивана Охлобыстина излечивал своего сына от ДЦП путем унижений, психологического насилия и вывоза его в одиночку в лес на встречу с медведем (ну и еще немного гимнастики и упражнений). В результате отпрыск становился успешным бизнес-коучем. В картине Ильи Маланина отчим в исполнении Александра Яценко тоже удивительным образом излечивает приемного сына от неизлечимого заболевания — митохондриальной миопатии, и тот становится талантливым пианистом и композитором.

Правда, «Ненормального» можно считать символом прогресса, который за прошедшие шесть лет как-то незаметно произошел в отечественном массовом кино. В методах героя Яценко, судового инженера Юрия, свято верующего все в те же гимнастику и упражнения в противовес фармакологии, нет никакого насилия. Он искренне любит мальчика Колю (Елисей Свеженцев) и в своей доморощенной терапии следует за его склонностями и желаниями — например, заметив Колин интерес к музыке, именно ее делает ключом к их совместным занятиям. Более того, когда мальчик с досадой называет самого себя «ненормальным», Юрий произносит убедительный монолог о том, что нормальность сильно переоценена: ведь «нормальные» люди, вроде Колиного родного отца, бросившего семью, как только сыну поставили диагноз, не выполняют своих обещаний, обманывают и предают, считая все это нормой. Инвалидность же не делает Колю каким-то не таким — хотя авторы все еще не видят другого хеппи-энда для него, нежели чудесное излечение.

Последним, однако, дело не ограничивается. Линия из прошлого, в которой Юрий учит Колю ездить на велосипеде и играть в футбол, одновременно постепенно прокладывая путь к сердцам его мамы (Наталья Кудряшова) и бабушки (Надежда Маркина), завоевать которую оказывается сложнее всех, переплетается с современной, в которой выросший и уже совершенно здоровый Николай (Илларион Маров) вместе с отчимом приезжает в Шанхай на международный конкурс пианистов. Тут в картине намечается новая точка напряжения: беззаветная любовь приемного отца, когда-то служившая Коле опорой, теперь начинает его ограничивать и душить.

Читать также:
Вне времени, но в том же пространстве