Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Чертовщина с куклами

Выходит на экраны анимационно-игровой хоррор Роберта Моргана «Вуду. Шепот тьмы»

В прокате — «Вуду. Шепот тьмы» (Stopmotion), полнометражный дебют британского режиссера Роберта Моргана, пользующегося культовым статусом среди поклонников кукольной анимации ужасов. Михаилу Трофименкову во время просмотра было часто противно, порой забавно, но никогда по большому счету не страшно.

Чертовщина с куклами

Пожалуй, никогда еще отечественные дистрибуторы так не обманывали зрителей с выбором прокатного названия. С тем же самым успехом они могли окрестить фильм Моргана «Дракула. Грохот пустоты» или «Зомби. Шелест листвы». Хотя бы потому, что ни Дракулы, ни Франкенштейна, ни зомби, ни каких-либо колдунов вуду на экране нет и в помине. Прокатчиков можно понять. Кто бы из зрителей соблазнился фильмом с оригинальным названием «Покадровая анимация». Между тем это действительно кино о кино, о нелегком, бессмысленном и, как выясняется, кровавом труде тружеников анимационного искусства.

Анамнез Моргана понятен, он сам называл предшественников, вдохновлявших его. Это последний великий живописец ХХ века Фрэнсис Бэкон, режиссеры Ян Шванкмайер, Дэвид Линч, Дэвид Кроненберг. Но есть нюансы: у них отвратительное, «мясное», отталкивающее были эстетическими категориями, способом высказать какую-то противную правду об уделе человеческом. В короткометражках же Моргана, прежде всего в знаменитых «Сне Белалии» (2017) или «Заклинании» (2013), отвратительное «мясо» словно любовалось собой без всякой экзистенциальной или эстетической сверхзадачи.

Исключением был разве что замечательный «Кот с человеческими руками» (2001) о живущем в колодце котике, мечтающем стать человеком и отбирающем у двуногих жертв одну часть тела за другой. Только там дал о себе знать легендарный британский черный юмор, дух которого с тех пор покинул Моргана бесповоротно. «Вуду» — образец угрюмой, уныло предсказуемой и оттого почти пародийной эстетики. Однако же у Моргана получилось уложить свои фобии и кошмары в связную историю, удачно совмещающую анимационный и игровой планы.

Читать также:
Картина Тициана выставлена на аукцион в Лондоне впервые за 150 лет

Элла (Эшлинг Франчози) работает ассистентом у своей мамы, «легенды индустрии кукольной анимации». Маму разбил артрит, она может только руководить работой дочери, которую нещадно терроризирует, над мрачным мультиком «Миссис Циклоп». Дескать, «куколка», ты только «руки», а я — «голова», «и чтоб у тебя ни один мускул не дрогнул, когда на полмиллиметра, слышишь, на полмиллиметра» ты меняешь положение головы куклы. Труд покадровых аниматоров, конечно, каторжный, но не до такой же степени.