Вышел в прокат фильм «Гранд-тур», каннский призер 2024 года
Фильм португальца Мигела Гомиша «Гранд-тур» (Grand tour) удостоился на прошлогоднем Каннском фестивале «Золотой пальмовой ветви» за лучшую режиссерскую работу. Михаил Трофименков, отдавая должное завораживающей визуальной мелодии фильма, считает, что приз Гомишу стоило дать не столько за режиссуру, сколько за мастерство фокусника.
В основе фильма рассказ британского классика Сомерсета Моэма «Мэйбл» из сборника полудокументальных, полувымышленных заметок о путешествии автора по Юго-Восточной Азии «Джентльмен в гостиной» (1930).
Моэм, блестящий писатель и опытный разведчик, экспортировавший «бремя белых» в том числе и в революционную Россию, замечателен, среди прочего, почти критической концентрацией смыслов и подтекстов в немногословных шедеврах, позволяющей кинорежиссерам, не предавая автора, развернуть их в большом формате. Достаточно вспомнить, как Кира Муратова превратила новеллу «Письмо» в полнометражную и вполне сюрреалистическую «Перемену участи» (1987). Теперь вот Гомиш из трехстраничной зарисовки Моэма изваял более чем двухчасовой и тоже сюрреалистический «Гранд-тур».
Собственно говоря, «Мэйбл» — это даже не зарисовка, а анекдот в старинном смысле слова: бывает в жизни и такое вот. Высадившись по случайной прихоти с парохода, следующего из Рангуна в Мандалай, в некоей бирманской деревушке, рассказчик встречает в местном клубе (даже в такой дыре найдется виски и джин для белых джентльменов) персонажа удивительной матримониальной судьбы.
Со своей Мэйбл, едва обвенчавшись, тот расстался на семь лет. Сначала долг колониального чиновника забросил его в дальние края. Потом мировая война, то да се — воссоединение все откладывалось и откладывалось. Когда же оно стало возможным, парень перепугался, что увидит девушку, уже ставшую ему чужой и незнакомой, и, получив от Мэйбл каблограмму о ее скором прибытии, пустился в бега. Но бронебойная Мэйбл таки настигла его и женила на себе, после чего они зажили долго и счастливо.
Гомиш преобразил анекдот Моэма в историософскую трагедию абсурда. Ближайшая параллель — фильм Бернардо Бертолуччи «Под покровом небес» (1990) о глупых белых людях, которые растворяются и погибают (духовно или физически, неважно), вторгшись на территорию чужой, управляемой вековыми законами, заведомо непостижимой культуры.