Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Зеркальное продолжение

Лори Андерсон создала цифрового Лу Рида

В Государственной библиотеке Южной Австралии в городе Аделаиде проходит выставка Лори Андерсон, известной современной художницы и автора песен, озаглавленная «Я буду твоим зеркалом». О том, какими одна из наших самых прогрессивных современниц видит отношения между человеком и искусственным интеллектом, рассказывает Игорь Гаврилов.

Зеркальное продолжение

Выставка «Я буду твоим зеркалом» включает в себя работы, созданные цифровыми двойниками Лори Андерсон и ее покойного мужа — рок-музыканта Лу Рида. В Австралии выставку показывают в рамках ежегодного фестиваля креативных индустрий Adelaide Festival. В программу выставки также включили «Свиток» — сгенерированную искусственным интеллектом версию Библии, которую Лори Андерсон впервые показала в 2021 году в Смитсоновском музее в Вашингтоне.

Проект «Я буду твоим зеркалом» американка Лори Андерсон создавала в партнерстве с двумя австралийскими научными организациями — Институтом машинного обучения и Институтом Сии Фёрлер. Институт современной музыки и медиа Сии Фёрлер создан одной из самых успешных поп-сочинительниц нашего времени, которую весь мир знает под именем Sia. Она уроженка Аделаиды. На деньги женщины, создающей самые громкие коммерческие хиты, свой проект реализовала женщина, стоящая в авангарде авангарда.

В 2020 году, еще до появления ChatGPT и Midjourney, Лори Андерсон заставила ИИ изучить весь объем ее собственных текстов — стихов, писем, статей. Она начала эту работу в Австралии, но проект пришлось поставить на паузу из-за пандемии COVID-19. После возобновления работ появилась программа для генерации текстов по имени AI Laurie Anderson. Затем госпожа Андерсон перешла к созданию цифровой модели ее мужа Лу Рида, экс-лидера группы The Velvet Underground, ушедшего из жизни в 2013 году. Так рядом с AI Laurie Anderson появился AI Lou Reed, которого художница «кормила» текстами рок-звезды.

Алгоритм, созданный Лори Андерсон, позволяет ей вводить подсказки-«промты», после чего AI Lou Reed начинает создавать письменные ответы в прозе и стихах.

Помимо самого факта создания цифровых моделей творцов одной из главных интриг проекта был зазор между стилем и содержанием. Формально говоря, машина может научиться писать, как Лу Рид, но может ли она быть Лу Ридом? «Нет, я не думаю, что разговариваю со своим умершим мужем и пишу с ним песни,— говорит Лори Андерсон в интервью The Guardian.— Но у человека есть стиль, и его можно повторить».

В год смерти Лу Рида в рамках сериала «Черное зеркало» публике была показан эпизод «Я скоро вернусь». Он повествует о том, как вдова человека, погибшего в автокатастрофе, создает его виртуальную модель, используя «цифровой след» — записи в соцсетях, голосовые сообщения и фото, а затем переносит сгенерированный искусственный разум в синтетическое тело. Название нынешней выставки — «Я буду твоим зеркалом» — никак не связано с сериалом: Лори Андерсон по крайней мере утверждает, что не видела эту серию. Однако эксперимент отчасти повторяет сюжет последней. Художница говорит, что «безнадежно подсела» на чат-бот Лу Рида, позволяющий ей общаться с покойным мужем. По ее словам, три четверти текстов, которые выдает генератор,— полный идиотизм и глупость, 15% могут вызвать мимолетный интерес, но вот остальное вполне имеет право на существование. Это даже для живого автора, из плоти и крови,— неплохое соотношение.

Читать также:
Умер работавший с Nirvana и The Stooges звукорежиссер Стив Альбини

С визуальной точки зрения выставка «Я буду твоим зеркалом» вряд ли может удивить зрителя. Это огромные, не слишком разборчиво распечатанные тексты AI Laurie Anderson и AI Lou Reed, размещенные на стенах библиотеки лицом друг к другу.

Когда начинаешь вчитываться в содержание, можно понять, что AI Lou Reed чаще склонен отвечать в рифму, а AI Laurie Anderson приводит в дискуссии более убедительные доводы. В эпоху, предшествовавшую появлению ChatGPT, это произвело бы гораздо большее впечатление, чем сейчас.

А настоящей сенсацией было бы, если бы два искусственных интеллекта общались между собой, не прибегая к подсказкам человека. Это, вероятно, вопрос времени. Но сейчас священный трепет перед текстами AI Lou Reed помимо вдовы Лу Рида могут испытывать, вероятно, только самые преданные его фанаты.

Готова ли культурная индустрия внедрять ИИ в художественные произведения

Многие коллеги-творцы не разделяют трепетное отношение Лори Андерсон к искусственному интеллекту. В прошлом году часто цитировали пост Ника Кейва в его блоге The Red Hand Files. «Алгоритмы чатов и нейросетей не имеют чувств, а потому не могут выйти за пределы возможностей, заложенных в основе программы»,— писал певец, называющий подражание ChatGPT авторам песен «гротескной насмешкой над человечеством». При этом у использования ИИ в искусстве есть множество пока еще не проясненных моральных и юридических аспектов. Как работает авторское право в случае использования произведения искусственным интеллектом для создания новой художественной формы? Как относиться к использованию изображений реального человека в создании нейросетью порноматериалов? Чем будет шоу вроде «ABBA Voyage» (см. “Ъ” от 1 июня 2022 года), если виртуальные двойники артистов еще и запоют песни, созданные искусственным интеллектом? Прогресс не отменить, и подобные проблемы неизбежно придется решать. В своем интервью Лори Андерсон вспоминает, как пьеса Карела Чапека «R.U.R.» (1920), в которой были впервые описаны роботы-андроиды, отразила страх человечества перед тем, что машины захватят мир. Однако даже спустя сто лет этого не произошло. Пока не произошло. И главной угрозой для человека остается человек.