Дмитрий Буткевич — о результатах «ферапонтовских исследований» Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает о том, как искусственный интеллект помогает вернуть утраченные шедевры. Село Ферапонтово в 100 км за Вологдой имеет особое значение для русской культуры. Здесь в соборе Рождества Богородицы сохранился единственный полный комплекс фресковых росписей начала XVI столетия. В 1502 году его создал Дионисий с сыновьями Владимиром и Феодосием. Роспись начата, согласно тексту летописи на откосе северной двери собора, 6 августа, а окончена спустя 34 дня, 8 сентября. Ферапонтовские росписи фактически не являются классической фреской, а исполнены в технике многослойной живописи. Площадь росписи около 600 кв. м. Всего более 300 сюжетов и изображений отдельных персонажей. Кстати, шедевр был абсолютно неизвестен вплоть до 1898 года. За время, так сказать, «возвращения из небытия» роспись неоднократно реставрировалась. Так, эксперты определили, что сведения о том, что Дионисий использовал для росписи местные камни, которые перетирались в колеры, являются выдумками. Микрохимический анализ показал, что мастер писал итальянскими и немецкими красками, закупавшимися оптом на торговых площадках Ростова или Москвы. При этом он использовал как искусственные, так и натуральные пигменты: малахит, познякит, атакамит, псевдомалахит. Вообще такого количества зеленых медных пигментов не содержат росписи ни одного из памятников Западной Европы и Руси. Читать также:И празднословный, и «Лукавый» Памятник все же сохранился не полностью: еще в XVIII веке в барабане пробили окна, тогда очень свободно обращались с историческим наследием. Сейчас утраты стенописи восстанавливают с помощью нейросети Stable Diffusion при поддержке Института космических исследований РАН. Например, получилось виртуально восстановить фрагмент фрески с изображением праматери Евы. Результаты есть сайте Российской академии наук. В конце 2023 года уже появились результаты «ферапонтовских исследований». Чуть раньше, в 2021-м, на Западе появилась программа RePAIR («Реконструкция прошлого: искусственный интеллект и робототехника встречаются с культурным наследием»), который призван собирать фрески Помпеи из множества фрагментов. На Востоке, в Китае искусственный интеллект работает с фресками пещер Дуньхуана, в Индии — с росписями Аджанты.