Дмитрий Буткевич — об уходе фонда из Венеции Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает, какие мероприятия в городе проводил фонд развития современной культуры и о его дальнейшей судьбе. «Прощай, Венеция! Твой Ангел блещет ярко…»,— писал в 1891 году Дмитрий Мережковский. Наверное, каждый, кто побывал в Serenissima («Светлейшая» — так неофициально титулуют Венецию), вспоминает город с любовью и грустью. Туда хочется вернуться, мне, по крайней мере. Не знаю, приведется ли. Вот и фонд развития современной культуры V-A-C, основанный еще в 2009 году одним из богатейших людей России Леонидом Михельсоном совместно с вдохновительницей и многолетним куратором всех его художественных начинаний Терезой Мавикой, Венецию покинул. Теперь официально. Помнится, в середине 2010-х фонд проводил арт-мероприятия в рамках параллельной программы Венецианской биеннале в съемном палаццо на острове Джудекка. Затем прикупил на противоположной стороне канала Palazzo Della Zattere, прямо на набережной Неисцелимых (помните знаменитое эссе Иосифа Бродского?), где и открыл собственное выставочно-культуртрегерское пространство в 2017 году. Читать также:Зеркало для героинь Опять же, вспоминается презентация фонда во время одной из биеннале с грандиозным уличным перформансом прямо на набережной и даже в воде канала, с участием цирковых артистов и небольшого экскаватора. Те, кто знаком с чудовищной венецианской бюрократией, понимают, каких усилий стоила организация этого действа. Выставки были, что сказать, традиционные для фонда вообще и для нынешнего «ГЭС-2». Кстати, вся площадь венецианского здания занимает 2 тыс. кв. м, половина отдана под выставки. Есть и ресторан, и даже жилые помещения. Тереза Мавика ушла с поста гендиректора фонда V-A-C в конце декабря 2021 года, через три недели после открытия пространства «ГЭС-2». Венецианское палаццо какое-то время оккупировали, как писала западная пресса, украинские беженцы. С начала 2024-го Мавика покинула и пост гендира Palazzo Della Zattere, а самим тамошним пространством, как сообщает сайт «ГЭСа», «займется другая культурная институция». Снова Мережковский: «Люблю я мрамор почернелый Твоих покинутых дворцов».