Дмитрий Буткевич — о ретроспективе мастера в ММСИ Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает о том, какие проекты в Москве приурочены к 90-летию известного живописца и скульптура. В Московском музее современного искусства (ММСИ), в основном его здании на Петровке, 25, открылась огромная ретроспектива Зураба Константиновича Церетели, которому в начале 2024 года исполнилось 90. Его юбилей отмечается выставочными проектами практически повсеместно. Серия экспозиций недавно прошла в объединении «Выставочные залы Москвы». Сейчас настало время ММСИ, у истоков создания которого стоял сам Зураб, кстати, ровно четверть века назад. Тогда, в декабре 1999-го, он наполнил это здание предметами из своей коллекции, я помню, это происходило на моих глазах. Постепенно ММСИ стал самой, наверное, уважаемой музейной институцией России в области совриска и вот теперь справедливо отдает дань уважения своему основателю и вдохновителю. Все два выставочных этажа заполнили работы Церетели, начиная с самых ранних, еще времени обучения в Тбилисской академии художеств. «Солнечный сад» — такое название получил проект. А на главной афише красуется подсолнух, «солнечный цветок», один из самых частых «персонажей» в работах мастера. Читать также:«Троица» Рублева останется в госсобственности после передачи РПЦ Интересно наблюдать за трансформацией палитры, контура, общей стилистики. В начале — реалистические, иногда даже импрессионистические, но очень сдержанные жанры и пейзажи, которые довольно быстро получают характерное церетелиевское буйство открытых колеров, вихрящуюся свободную линию, бугристость плоскости холста — все то, чем характерен почерк Зураба Церетели. Все работы без исключения происходят из московской и тбилисской мастерских художника. Да, кстати, на этой выставке практически нет скульптуры, из-за которой Церетели и стал когда-то широко известен. Хотя если выглянуть в окна здания на Петровке, здесь они, его портретные фигуры, заполняют внутренний дворик, незримо присутствуют в экспозиции. А проекты, связанные с юбилеем, будут продолжаться. Например, мои студенты из ГИТИСа сейчас готовят выставку-трибьют с названием «Церетели глазами сценографов»: ездили к нему в мастерскую в Переделкино, разговаривали, перекусывали, смотрели, как пишет художник в свои 90. Пишет, естественно, подсолнухи.