Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Туризм, война и кулинария

Открылся международный кинофестиваль в Салониках

Вчера в Салониках открылся 64-й Международный фестиваль, главный киносмотр на Балканах, который представляет обширную панораму мирового кино. Фильмы структурированы в трех конкурсных, а также внеконкурсных и ретроспективных программах. О них рассказывает Андрей Плахов.

Туризм, война и кулинария

Главный международный конкурс на приз «Золотой Александр — Тео Ангелопулос» включает 11 картин молодых режиссеров, среди них три греческие. «Последний таксист» Стергиоса Пасхоса и «Медиум» Христины Иоакемиди — психологические драмы о судьбоносных встречах, резко меняющих жизнь героев и побуждающих их к переоценке своего места в мире. Напротив, в фильме Софии Экзарху «Животное» события движутся по одному и тому же замкнутому кругу. Аниматоры, работающие в отеле на греческом острове,— винтики гигантской машины развлечений, гладиаторы, чьи души, тела и жизни выставлены на потребу гостям разных национальностей и пристрастий. Каждый вечер массовики-затейники облачаются в сценический костюм, приклеивают к лицу улыбку и идут потешать публику. Хотите — вот вам «Феличита», или «Да, сэр, я умею танцевать буги-вуги», или «Миллион алых роз». Главная героиня Калия занимается этим делом уже много лет и живет на износ: по ночам она подогревает себя алкоголем и сексом, а по утрам впадает в депрессивное похмелье. Димитра Влагопулу играет настоящую актрису в душе, заглушающую боль очередным сценическим триумфом. Даже если ей приходится выступать в костюме рыбы, намазавшись гелем, обернувшись пластиковой пленкой и превращая глупейший «рыбный балет» в шедевр туристического китча.

В конкурс включен фильм еще одного греческого режиссера — Христоса Нику, но снят он в США. «Ногти» — фантастическая история про то, как специально созданный институт проверяет истинность и взаимность любви с помощью новой токсичной технологии — анализа вырванного ногтя. Это особенно актуально для Анны, работающей в этом самом институте и переживающей кризис супружества. Нику, бывший ассистентом Йоргоса Лантимоса, идет по пути ментора: в своей первой англоязычной работе он стремится избавиться от умозрительной холодности и, сохраняя склонность к гротеску, открыть новые ресурсы эмоциональности.

Редко когда в конкурсах европейских фестивалей этого года оказывается российский фильм, но в Салониках есть и он — «Блажь» Ильи Поволоцкого.

Читать также:
Гламур лицом

Героиня-подросток путешествует со своим отцом по бескрайней России, от Кавказа до Мурманска, в стареньком фургоне, который служит им не только домом, но и живой капсулой, наполненной воспоминаниями и эмоциями. Это также передвижной кинотеатр, в котором за символическую плату зрителям показывают «Брата» Алексея Балабанова и «Верность» Нигины Сайфуллаевой. Снятый во время пандемии, фильм Поволоцкого говорит об остановленном времени, которое на глазах превращается из физического в метафизическое. Это также метафора зашедшей в тупик российской истории, путешествие-бегство в призрачное пространство, напоминающее загробный мир. Режиссер, известный документальной лентой «Пена» (ее показывали на фестивале в Салониках), сохраняет вкус к фактурным деталям, но своей расслабленной поэтической структурой напоминает зарубежному глазу кинематограф Андрея Тарковского — так он и представлен в фестивальном каталоге.