Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Синтез вдохновения

Умер Эдуард Артемьев

В Москве скончался легендарный композитор Эдуард Артемьев, автор музыки более чем к 150 фильмам, пионер электронного звука, просветитель и новатор.

Синтез вдохновения

Эдуард Артемьев родился в Новосибирске, однако был до мозга костей москвичом. Здесь он получил два высших музыкальных образования, здесь впервые увидел синтезатор, здесь же был записан революционный саундтрек к фильму «Солярис» и созданы прочие его работы для картин Андрея Тарковского, Никиты Михалкова, Андрея Кончаловского и других режиссеров.

Однако первой в фильмографии Артемьева была лента Одесской киностудии «Мечте навстречу» (1963). Основным автором музыки был Вано Мурадели. События фильма разворачивались на Марсе, сановный композитор попытался озвучить их силами привычного оркестра, но вспомнил, что среди выпускников Московской консерватории есть такой Артемьев, который экспериментировал со звуком вместе с изобретателем первого студийного синтезатора АНС Евгением Мурзиным. Артемьев в итоге и создал звуковое сопровождение для марсианских пейзажей, а Мурадели настоял, чтобы имя молодого коллеги указали в титрах и выплатили ему настоящий «взрослый» гонорар.

Так в 23 года Эдуард Артемьев стал действующим кинокомпозитором. Семь лет он писал музыку к мультикам, сюжетам из «Фитиля» и полнометражным фильмам, которые сейчас мало кто вспомнит.

Читать также:
Киот не по протоколу

Но в 1970 году он создал музыку к дипломной короткометражке Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны» — и с тех пор ни один фильм режиссера не обходился без музыки Артемьева; исключение составили только советско-итальянские «Очи черные» (1987). Вершиной сотрудничества двух художников по праву считается фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974). Ни режиссер, ни композитор не скрывали, что источником их вдохновения стали вестерны Серджо Леоне с Клинтом Иствудом. Однако советскому зрителю их посмотреть было негде, и лента выглядела как полнейшее откровение. По воспоминаниям Артемьева, главную тему фильма он написал за один день. «Песня о корабле», которую за кадром исполняет Александр Градский, стала своего рода символом семьи Михалковых: Артемьев сочинил ее на стихи матери Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского — Натальи Кончаловской.