Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Реплика не в ту сторону

Научно-фантастический фильм Амира Исаева

В прокате — «Реплика», полнометражный дебют Амира Исаева, известного автора рекламных и музыкальных клипов. Два часа как бы научной фантастики на модную тему искусственного интеллекта нагнали на Михаила Трофименкова тоскливую сонливость.

Реплика не в ту сторону

Самое замечательное, что есть в «Реплике»,— это две сексуальные сцены. Спасибо оператору Максиму Смирнову за то, что он пробудил ностальгические воспоминания о псевдогламурном софт-порно, какое снимали в Италии или во Франции лет сорок-пятьдесят тому назад. Такое же не переходящее грани буржуазной пристойности сплетенье рук, сплетенье ног, судьбы сплетенье. Выхваченные камерой на крупных планах детали тел. Фальшивые вздохи-стоны. Волосы, прилипшие к вспотевшему в приливе страсти девичьему лбу.

Кстати, о крупных планах, которыми Амир Исаев злоупотребляет. Что в прологе, что в кровожадном финале Антон (Никита Ефремов) и Вера (Софья Лебедева) долго всматриваются друг в друга, выпучив глаза, прежде чем слиться в страстном поцелуе. Единственное отличие наших актеров от, скажем, Лив Ульман или Макса фон Сюдова в фильмах Ингмара Бергмана, столь же злоупотреблявшего крупными планами, в том, что в европейском экзистенциальном кино (а «Реплика» претендует на некую экзистенциальность) по лицам актеров пробегали-проплывали тончайшие оттенки чувств. Наши же звезды, в умелых режиссерских руках способные на многое, в таких блокбастерах, как «Реплика», просто «носят лицо», не заботясь ни о нюансах, ни об эмоциональной достоверности.

Еще одна ассоциация, которую вызывает «Реплика», это советское шестидесятническое кино о молодых ученых. Там тоже в полусекретных лабораториях мигали какие-то кнопки, дребезжали какие-то тревожные сигналы, велись споры о судьбе человечества, которую экранные экспериментаторы могли изменить. Только в тех фильмах герои не несли с экрана столь же многозначительную, сколь и бессмысленную чушь о своей работе.

Читать также:
Умер американский актер Майкл Эммет Уолш

Короче говоря, братья Давид (Владислав Ценёв) и Антон Воронцовы вкупе с Верой, женой Давида, совершили великий прорыв в области ИИ в рамках проекта «Лем». К чему тут приплели бедного Станислава Лема, польского автора гениальных научно-фантастических романов «Солярис» и «Непобедимый», решительно непонятно. Проект братьев основывается на том, что человеческий мозг состоит из «материальной и функциональной частей». Если воткнуть человеку в голову восемьдесят четыре электрода, то компактный нейрокомпьютер оцифрует его память. Копирование или «перемещение» сознания сделает возможной жизнь после смерти. Ведь «мозг помнит не только воспоминания, но и путь к ним». Процесс эксперимента иллюстрируется мельканием каких-то стрел на экране компьютера да пьяным дрожанием камеры. Однако при демонстрации открытия спонсорам что-то идет не так. Ученые «не рассчитали сечение кабеля», что бы это ни значило.