Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Показавший «Класс»

Умер режиссер Лоран Канте

В Париже скончался 63-летний Лоран Канте — один из видных французских режиссеров XXI века, чей фильм «Класс» победил на Каннском фестивале в 2008 году.

Показавший «Класс»

Каннская «Золотая пальмовая ветвь» — не единственная награда в послужном списке Лорана Канте. Он родился в семье школьных учителей, окончил киношколу IDHEC и привлек внимание первыми же своими киноработами. За короткометражку «Все в сборе» получил премию Жана Виго, за игровой дебют «Отдел кадров» (1999) — приз «Сезар». Уже в этой картине проявил себя как социальный психолог: молодой менеджер вступает здесь в конфликт с заводскими бюрократами, чтобы защитить интересы отца — потомственного рабочего, которого хотят уволить по сокращению штатов.

«Тайм-аут» Канте (2001), тоже посвященный унизительности потери работы, вошел в списки лучших фильмов нулевых годов. За основу режиссер берет историю знаменитого преступника Жан-Клода Романа, но вместо криминальной драмы делает опять же социальную, которая мало-помалу перерастает в экзистенциальную. Работник престижной консалтинговой фирмы давно уволен, но продолжает делать вид перед своей семьей, что каждый день ходит в офис, а вместо этого, полный отчаяния, бесцельно ездит на автомобиле в окрестностях своего города.

Другие проблемы у героини фильма «На юг» (2005), довольно необычного для Канте. Как правило, у него играли малоизвестные исполнители или даже непрофессионалы, тут же он пригласил Шарлотту Рэмплинг на роль англосаксонской дамы, которая едет на Гаити в секс-тур в поисках поздних любовных радостей.

Читать также:
«Наша планета — сумасшедший дом, куда отправляют больных с других планет»

Звездным часом Лорана Канте стал показ на Каннском фестивале фильма «Класс». Его действие замкнуто уроками французского, которые молодой учитель дает ученикам школы в проблемном пригороде Парижа. В классе практически нет белых лиц, а отношение подростков, преимущественно арабских, к учителю как представителю коренной нации более чем скептическое. В их глазах французы — лягушатники, от них воняет сыром и свининой. А те, кто изъясняется на литературном «языке Пруста»,— не то чтобы снобы (этого слова они пока не знают), а просто «пидоры». Конечно, в какой-то момент учитель выходит из себя, но в итоге фильм убеждает, что контакт возможен, а главное, необходим и в этих обстоятельствах. Реальный конфликт культур, классов и поколений показан Лораном Канте с юмором, тонкостью и драматизмом, слаженно работает ансамбль профессиональных и непрофессиональных актеров.