Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Плохо закруженный сюжет

Выходит «Двойной обман Мадлен Коллинз» Антуана Барро

В прокат выходит франко-швейцарско-бельгийский фильм Антуана Барро «Двойной обман Мадлен Коллинз» (Madeleine Collins). Михаил Трофименков тщетно пытался разобраться в перипетиях не столько двойной жизни героини, сколько режиссерской логики.

Плохо закруженный сюжет

«Двойной обман» критики уже не раз сравнили — на том лишь основании, что его героиня (Виржини Эфира) блондинка, живущая двойной жизнью,— с великим «Головокружением» (1958) Альфреда Хичкока. Пуще того: назвали весьма жизненным и правдоподобным опусом. Между тем в фильме нет ни хичкоковского саспенса, ни элементарной логики. Его смысл — или бессмыслица — идеально укладывается в скупые строки рекламной аннотации.

Итак, живет-поживает блондинка по имени — в зависимости от обстоятельств — то ли Жюдит, то ли Марго, а может, вообще Мадлен. У нее два то ли мужа, то ли любовника — испанец-дирижер Мельвиль (Брюно Саломон) и швейцарец Абдель (Ким Гутьеррес), которые то ли знают, то ли не догадываются о существовании друг друга. И еще — трое детей: двое сыновей от Мельвиля и дочь от Абделя. В какой-то момент что-то идет в ее жизни не так: странно было бы, если бы такое причудливое существование длилось годами без сучка и задоринки.

На первых порах фильм вызывает смутные ассоциации с «Соперником» (2002) Николь Гарсии. Тот фильм — по роману Эмманюэля Каррера — излагал подлинную историю безумца Жан-Клода Романа. Роман годами уверял семью, что работает во Всемирной организации здравоохранения (Мадлен выдает себя за переводчицу в международных организациях). Между тем нигде Роман не работал, мухлевал с деньгами, которые неосмотрительно доверяли ему друзья и родичи якобы в инвестиционные фонды. А когда подкатило разоблачение, убил жену, двоих детей, родителей и собаку.

От Мадлен тоже ждешь подобного эксцесса. Не дождетесь! И тут уже, в свою очередь, возникают два роковых вопроса: почему и как?

Почему? С чего все, черт возьми, началось? В чем интрига, в чем загадка, не говоря уже о разгадке? Что загнало эту женщину в столь шизофреническую ситуацию? Душевная болезнь в буквальном смысле слова? Ну нервная она, да, но как не нервничать, если надо метаться между Женевой, Парижем и Мадридом, каждый раз притворяясь кем-то иным? Или, может быть, любовь? Она что, любит и Абделя, и Мельвиля? Их нервические отношения ни на какую неизбывную и взаимную нежность не намекают. Абдель таки просто приводит в дом стороннюю девицу, отослав Мадлен спать на кушетку. Мельвиль вроде бы собирается жениться на певице, карьере которой престижный брак вроде бы как поспособствует.

Читать также:
Туристы идут на Москву

Как? Как Мадлен, родив троих детей, ухитрилась скрыть от Мельвиля свою беременность? Да, она выдает себя за синхронистку, которой необходимо по работе проводить два-три-четыре дня в неделю то в Польше, то в Германии, то в Литве. Но речь-то идет о днях, а не о месяцах беременности.

Чем дальше в лес, в котором стоит домик Абделя, тем больше вопросов. Мадлен выбила из колеи встреча с давними подругами. Но что, за все годы притворства она ни разу не сталкивалась с людьми из своей прежней — какой, опять-таки непонятно — жизни? Притворяется переводчицей? Окей, но такая работа столь хорошо оплачивается, что Абдель мог бы хоть раз поинтересоваться, почему зарплата жены не поступает в общий котел. (Жан-Клод Роман, напомню, обеспечивал свою легенду ворованными деньгами.) Наконец, зачем Мадлен нужны поддельные документы, с добычей которых связана значительная часть фильма? И с какого беса полицейский, задержав ее с заведомо фальшивыми правами, отпускает преступницу на свободу?

В общем, конечно, «Двойной обман» по своей загадочности достоин сравнения с «Головокружением», но есть нюансы. Хичкок снял фильм-загадку, а загадка Барро в том, зачем, о чем и почему он вообще это снял.