Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Образки Италии

«Итальянский альбом» Брюллова выставлен на продажу

Московский аукционный дом Artinvestment выставил на продажу «Итальянский альбом» Карла Брюллова. Он состоит из 33 рисунков и был неоднократно показан на выставках в крупнейших российских музеях, но на открытые торги выставляется впервые. Аукцион пройдет с 24 по 28 июня 2024 года в онлайн-формате. Эстимейт лота — $1,5 млн. До торгов аукционный дом показывает «Итальянский альбом» на выставке вместе с еще одним лотом, «Крымским пейзажем» Айвазовского. Комментирует Кира Долинина.

Образки Италии

В 2012 году брюлловский альбом демонстрировался в Русском музее и ГМИИ им. А. С. Пушкина на выставке под названием «Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов». Это был первый выход в свет альбома, который до 1993 года бессменно хранился в семье близких знакомых художника Стефании и Льва Витгенштейнов и их потомков. Названный «итальянским» альбом насчитывает 33 листа, в основном это рисунки графитным карандашом и акварели, которые были исполнены во время первой поездки Брюллова в Италию в 1823–1835 годах. Альбом с набросками был преподнесен графине Стефании Витгенштейн в Риме 3 апреля 1832 года, о чем свидетельствует дарственная надпись, сделанная рукой Брюллова на титульном листе.

Графиня Витгенштейн, пушкинская «варшавская графиня», подруга Александры Осиповны Смирновой-Россет, принадлежала к кругу иностранцев-аристократов, наводнивших Италию в XVIII — первой половине XIX века, когда мода на grand tour перекинулась с Британских островов на всю Северную и Восточную Европу. Стефания была единственной наследницей «несвижской» ветви рода Радзивиллов, воспитанной троюродной сестрой ее бабушки, вдовствующей императрицей Марией Федоровной. В 1828 году она, одна из самых богатых и желанных невест Европы, редкая красавица, вышла замуж за родовитого, но бывшего за участие в декабрьском восстании в немилости у императора Николая I графа Льва Витгенштейна. Свадьба состоялась в Большой церкви Зимнего дворца, посаженой матерью была императрица-мать Мария Федоровна, сам царь церемонию проигнорировал. Жизнь молодоженов в особняке на Фонтанке не была долгой, после рождения дочери в 1929 году они уехали за границу, а в 1832-м графиня умирает от чахотки.

За четыре месяца до смерти она получает от Брюллова в дар альбом с рисунками. Сколько точно в нем было листов изначально, неясно, но, судя по нескольким отличающимся по размеру от большинства рисункам, некоторые работы были вставлены в него позже: граф Витгенштейн продолжал общаться с Брюлловым и после смерти жены и вполне мог пополнить свой «Итальянский альбом» новыми дарами.

В 1993 году альбом перешел в собственность собиравшего себе коллекцию российского банка «Столичный». На выставках 2012 года владельцем альбома значился московский закрытый паевой инвестиционный фонд художественных ценностей «Атланта Арт». А осенью 2023 года он появляется на выставке в Петергофе как собственность ООО «Вектор Интерком», специализирующегося на финансовом консалтинге и прописанного в Санкт-Петербурге. Никакой информации о том, как «Итальянский альбом» переходил из рук в руки, нет. На публичных торгах он не появлялся.

Несмотря на некую серую зону обитания альбома после его приезда в Россию, его исключительный провенанс и выставочная история почти не оставляют сомнения в подлинности. Уже на выставке в ГРМ были представлены сходные по времени с его листами работы из фондов Русского музея. Для этого была проведена скрупулезная искусствоведческая и технико-технологическая экспертиза в самом ГРМ и с привлечением эрмитажных специалистов. Для этого же была создана компьютерная программа, которая позволяет наглядно сравнивать фрагменты и проводить самый что ни на есть натуральный знаточеский анализ в стиле Джованни Морелли, главного в истории искусствоведения специалиста по сравниванию рук, ног, пальцев, ногтей, разрезов глаз и тому подобных специфических деталей. Последующие выставки гласных сомнений от экспертов также не выявили.

Читать также:
Ню и автор

Первое появление «Итальянского альбома» на открытом аукционе, безусловно, интересно. Прежде всего, как измерение температуры художественного рынка старого русского искусства внутри России. До сих пор Брюллов не входил даже в десятку наиболее дорогих отечественных художников. Даже если отмести чемпионов вроде Малевича или Кандинского и оставить только авторов XIX века, во главе списка пойдут Репин, Нестеров, Маковский, Поленов, то есть обойма имен совсем иной, чем Брюллов, эпохи. А ведь современники называли его «русским Рафаэлем», «божественным Карлом», им восхищался Пушкин, в «галерее» которого кроме Брюллова всего и было, что Рембрандт, Рафаэль, ван Дейк, Рубенс да Кипренский с Орловским. Правда, сказал он о нем нечто странное: «Настоящий художник, добрый малый и готов на все». А Гоголь в статье о «Последнем дне Помпеи» (1833) расщедрился на определение «светлое воскресение живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии».

Последнее замечание чрезвычайно важно для нас: нашумевшая по всей Европе, собиравшая толпы зрителей в Риме, Милане и Париже картина в России сразу же стала как бы главной картиной русской живописной школы, вывела ее на один уровень с европейской живописью. По крайней мере, так хотелось думать по эту сторону границы Российской империи. Живопись «Последнего дня», конечно, очень даровита, да и ее размер создавал ощущение чего-то совершенно невероятного. Однако рисунки Брюллова — иное дело. Прямо скажем, рисовальщик он не выдающийся. Очень профессиональный, крепкий мастер, отличный выученик русской академической школы. Но и его выделанные до последнего штриха жанровые акварели, и беглые натурные наброски — это, скорее, материал для понимания внутренней мифологии Брюллова, чем наслаждение для глаз. Можно сколько угодно умиляться прелестным плечам полуобнаженных итальянок, посылающих поцелуи возлюбленному в окно, склоняющихся над кроваткой плачущего ребенка, поблескивающих фирменными брюлловскими глазами-маслинами из-под сложносочиненного крестьянского головного убора. Но соблазнительность сюжета не равна блеску рисунка.

За что же будут соревноваться на торгах желающие приобрести альбом «божественного Карла»? Прежде всего — за владение частью строчки в истории русского искусства. Именно там Брюллов занимает почетное место, велик и могуч. Продавайся этот альбом за границей, его цена была бы, скорее всего, ниже — или среди покупателей были бы почти исключительно наши соотечественники. Ничего плохого о Брюллове эти обстоятельства не говорят. Просто «национальное искусство» часто ценится выше на родине, чем на глобальном рынке. Вот на ближайшем своем аукционе картин старых мастеров Christie’s будет продавать пейзаж с лошадьми любимого почти только по ту сторону Ла-Манша художника XVIII века Джорджа Стаббса, эстимейт £7–10 млн. Художник хороший, но не настолько, чтобы быть дороже портретов Халса. А это именно так. Так что есть в предстоящей продаже «Итальянского альбома» нечто патриотическое, а значит, и модное. Будем внимательно следить за ценой и тем, кто станет новым владельцем редкости.