Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Нотр-Дам-де-Пари идет «лесом»

Соборостроительная экспозиция в Париже

До возвращения готического собора к жизни осталось немногим более года. Уже 16 апреля 2024 года под его сводами прозвучит «Te Deum» во славу бога и людей, которые спасли прославленный памятник. А пока в зале парижского музея Cite de l’Architecture открылась выставка «Нотр-Дам-де-Пари, от строителей до реставраторов». Храбростью замысла восхитился корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.

Нотр-Дам-де-Пари идет «лесом»

В Cite de l’Architecture кажется, что ты на выставке современного искусства in situ в старом музее, когда работы художников-современников прячутся между классическими экспонатами. На сей раз в длинной галерее музейных реконструкций среди воссозданных в натуральную величину готических порталов появляются реальные детали, связанные с новейшей историей Нотр-Дам-де-Пари. Головешка сгоревшей балки, камни обрушившегося средокрестия, обугленная капитель. Забавнейшим образом на фоне деталей церковной архитектуры выставлены натуральные белые подштанники, сапоги и каска — это защита, которую носили рабочие, разбиравшие завалы после пожара, чтобы не пострадать ни от падающих с 20-метровой высоты свода камней, ни от паров свинца с расплавившейся кровли.

Катастрофа в ночь на 16 апреля 2019 года, ужаснувшая мир, не погубила памятник. Парижские пожарные сумели его отстоять. Чудесным образом уцелели стены и витражи. Скульптуры святых, окружавшие рухнувший шпиль, остались в полной сохранности — задолго до пожара их сняли для реставрации, во всей красоте они стоят в залах Cite de l’Architecture.

Насколько страшным было зрелище, представшее перед реставраторами, показывает огромный фотосвиток, развернутый с потолка до пола при входе на выставку. Но о том, что Парижу все-таки повезло, говорит выставленный в витрине медный петушок, украшавший иглу сгоревшей башни, с которой он вспорхнул почти невредимым.

Безвозвратно утрачены были шпиль собора, возведенный в XIX веке архитектором Эженом Виолле-ле-Дюком, и кровля нефа 100-метровой длины и 10-метровой высоты. Она опиралась на невероятную 300-тонную конструкцию из дубовых балок, сплетенную в XII веке, переделанную в XVII и простоявшую вплоть до начала XXI века без каких-либо серьезных признаков усталости. За фантастическую сложность конструкции ее называли «лесом».

Задача реставрации — заново вырастить этот «лес» над отремонтированным и укрепленным каменным сводом. К счастью, все чертежи и точные обмеры сохранились с XIX века, дополненные натурными обследованиями 2013 года. После пожара были предложения применить при реставрации современные материалы. Но от них быстро отказались и начали искать дерево и мастеров, способных восстановить конструкцию, пользуясь теми же инструментами и приемами, которые были в арсенале плотников в Средние века. В то время пила в строительстве почти не использовалась, на площадку привозили цельные деревья диаметром 25–50 сантиметров и длиной 12–15 метров, а затем обтесывали их топорами, что запечатывало древесные поры и защищало конструкцию от влаги.

Читать также:
Росимущество сообщило об увольнении главы «Ленфильма» Эдуарда Суворова

Как обнаружилось, французские леса до сих пор богаты строевым лесом исключительного качества. По всей стране было отобрано более 1,5 тыс. дубов, соответствующих самым строгим требованиям: размеры, стройность, отсутствие сучков или следов промерзаний. Деревья брали в Иль-де-Франсе, Эльзасе, Сарте, Арденнах, Аквитании, окрестностях Реймса, Бретани, в знаменитых лесах Шанделе в Мен-и-Луаре и Лош в Эндр-и-Луаре. Провинции как будто соревновались в том, кто щедрее одарит главный собор Франции. Нашлись и плотницкие мастерские, работающие по старинке: Le Bras в Мёзе, Asselin в Дё-Севр, Cruard в Майене, Les Metiers du bois в Париже. Образцы новой древесины с плотницкими топорами (в старинной геометрии, но современном дизайне и стали) — одни из не самых заметных, но очень важных экспонатов выставки.

На видео, которые крутят на выставке, реставраторы Нотр-Дам нет-нет да проговариваются о том, что «пожар способствовал ей много к украшенью». Архитекторы, археологи, строители, жалея «старую парижскую даму», радуются представившейся возможности понять и восстановить сложнейшую конструкцию, в которой одно связано с другим так изящно и прочно, что это трудно рассчитать даже в компьютерной модели.

Ученые получили невероятную возможность осмотреть и ощупать все уголки собора. Возведенные вдоль стен леса открыли участки, к которым рука человеческая не прикасалась почти семь веков. Обнаружились фрагменты древней раскраски сводов, росписи разного времени, произведена расчистка стекол готических «роз», полностью уцелевших в ночь катастрофы. Как обещает всем посетителям выставки главный архитектор Филипп Вильнев, при всей точности реставрации мы не узнаем Нотр-Дам. Изменится и цвет очищенных стен, и количество света, проходящего через витражи, и чистота их красок. В сущности, собор не переставал меняться с XIII века. Поколения мастеров работали на непрекращающейся стройке, перемены и реставрации следовали одна за другой. Королевские украшения при Людовике XIV и разрушения при санкюлотах, косметика при Наполеоне I и вольная фантазия XIX века, пересоздавшая облик собора таким, каким мы привыкли его видеть. И вот теперь послепожарная Нотр-Дам. В известном смысле современные мастера просто продолжили готическую традицию — в постоянном служении символу французской культуры.