Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

На трибунах становится громче

Отечественная индустрия стадионных концертов набирает обороты

Сразу несколько отечественных поп-музыкантов планируют в 2025 году покорить стадионы Москвы и Санкт-Петербурга. Буквально два года назад в обойме стадионных артистов были «Руки вверх!», Баста, «Ленинград» и Леонид Агутин. Теперь этот список существенно расширился. Игорь Гаврилов изучил музыкальную афишу самых крупных арен.

На трибунах становится громче

30 августа Большую спортивную арену (БСА) «Лужники» вместимостью до 80 тыс. зрителей будет штурмовать Егор Крид. Поп-артист, который прославился в 2010-е, выпустив альбом-бестселлер «Холостяк», постепенно стал инфлюенсером с одной из самых больших аудиторий в России (14 млн подписчиков), сблизился с хип-хопом и стал активно сотрудничать с рэперами новой волны. Популярность Егора Крида пережила несколько волн, и теперь 30-летний артист может продавать билеты на свои концерты сразу нескольким поколениям зрителей. Вслед за «Лужниками» ему предстоит не менее важная площадка в Санкт-Петербурге — «Газпром-Арена» (вместимость до 68 тыс.). Если в Москве Егор Крид уже работал на футбольном стадионе (35 тыс. зрителей на стадионе «ВТБ-Динамо» в 2024 году), то в Северной столице для него такая площадка — первый опыт.

Собрать публику на тридцатипятитысячнике «ВТБ-Динамо» в нынешнем году попытаются Дима Билан (21 июня), Zivert (12 июля) и Мот (31 августа), а также проект Антона Беляева LAB (31 мая). Все перечисленные шоу по-своему уникальны. Для всех артистов это первая площадка такого объема в карьере. Что касается LAB, то это масштабный концертный проект, выросший из одноименного экспериментального онлайн-шоу, в котором под руководством Антона Беляева участвуют оркестр, хор и звезды поп- и рок-музыки. Анна Асти 14 июня выступит на 30-тысячной «ВЭБ-Арене», это ее первый «выход» на футбольное поле. Диана Арбенина и «Ночные снайперы» 7 июня в очередной раз сыграют на «Лукойл-Арене» (до 45 тыс. зрителей). У всех упомянутых музыкантов стадионные амбиции — явное свидетельство карьерного и коммерческого роста.

На БСА «Лужники» в нынешнем концертном сезоне традиционно выступят Баста (дважды — 27 и 28 июня), Леонид Агутин (26 июля) и «Звери» (16 августа). Баста и Агутин также выступят на «Газпром-Арене». Для них эти площадки уже привычны. Но сама тенденция — каждое лето собирать своих поклонников на самом большом стадионе страны — тоже заслуживает внимания.

Казалось, после остановки индустрии массовых мероприятий в начале пандемии коронавируса перспективы для этой отрасли становились все мрачнее и мрачнее. В мае 2022 года в комментарии для “Ъ” продюсер Colisium International Music Forum Сергей Бабич говорил: «Стопроцентный уход с российского концертного рынка зарубежных гастролеров лишил нашего зрителя примерно трети качественного концертного продукта. Еще столько же потеряно в связи с тем, что после начала спецоперации страну покинули или остановили здесь свою концертную деятельность такие артисты, как Земфира (признана в РФ иностранным агентом.— “Ъ”), «Мумий Тролль», Оксимирон (признан в РФ иностранным агентом.— “Ъ”) и Моргенштерн (признан в РФ иностранным агентом.— “Ъ”)». Государство не поддерживало пострадавших в период пандемии промоутеров, рынок покинули зарубежные гастролеры стадионного уровня, публикация нигде не подтвержденных списков запрещенных музыкантов вызвала волну отмен мероприятий, а спекулянты продолжали торговать билетами на фейковых сайтах.

Читать также:
«Бруталист» сравнялся с «Конклавом»

Однако в конце 2024 года в публикации от 19 декабря “Ъ” уже отмечал позитивные тенденции: на рынке развлечений завершалась консолидация вокруг крупных экосистемных игроков, большинство из которых совершили сделки по приобретению билетных агрегаторов. Билетный рынок рос. Существенного спада в целом по рынку не случилось даже после весеннего теракта в Crocus City Hall, хотя люди могли просто из соображений безопасности перестать ходить на концерты.

Исполнительный директор концертной компании «Арт-лайф», организатор концертов Егора Крида, Zivert и Димы Билана Дмитрий Кончаковский комментирует: «Могу сказать, что рынок, по моему мнению, в целом оправился от потрясений 2022–2023 годов и наметилась тенденция к росту. Это подтверждает и количество аншлагов на стадионах и на ледовых аренах. У артистов появилась возможность реализовать свои амбиции в уникальных стадионных шоу за счет того, что есть востребованность и рост популярности. Соглашусь, что приход крупных экосистемных корпораций и маркетинговых бюджетов крупных брендов сыграл в этом большую роль. Конечно, растет и качество самих шоу».

Еще один важный фактор развития концертного бизнеса на больших аренах — отсутствие конкуренции со стороны зарубежных гастролеров. Кстати, многие из них в соцсетях и в беседах с русскими друзьями признаются, что с радостью вернулись бы на наши подмостки, но мешает политическая ситуация. А она как раз меняется с такой скоростью, что в 2026 году расклад в концертном расписании стадионов может в очередной раз сильно измениться.