Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

На бизнес-тропе войны

Шпионский триллер «Беглец»

В прокате вышел «Беглец» (Kandahar) Рика Романа Во. Приятно разочарован неожиданной интонацией этого шпионского триллера о злоключениях агента ЦРУ в беззаконном Афганистане Михаил Трофименков.

На бизнес-тропе войны

«Кандагар» в нашем прокате переименовали в безликого «Беглеца» по весомой причине. В русском кино уже был свой «Кандагар» (2010) Андрея Кавуна, который вполне мог бы быть, в свою очередь, переименован в «Беглецов». Там речь шла о побеге от «Талибана» (признанная террористической и запрещенная в России организация.— “Ъ”) наших летчиков в 1995 году. Здесь — о побеге из вновь захваченного, ну, или освобожденного талибами Афганистана разоблаченного американского диверсанта Тома Харриса (Джерард Батлер). Короче говоря, для современного кино Афганистан — это территория, единственная драматургическая функция которой заключается в том, что оттуда надо как можно скорее уносить ноги. Вопрос, а зачем туда надо было вообще залезать, остается за кадром.

Как и вопрос, хорошо ли взрывать ядерные объекты на территории суверенного Ирана, что в прологе блестяще исполняет Том, прикидывающийся сотрудником швейцарской телефонной компании. На неудачной попытке взорвать еще один реактор он и погорит. Исходя из такой краткой аннотации, логично было предположить, что речь о незамысловатом, зубодробительном фильме во славу рыцарей плаща и кинжала из Лэнгли. Однако почти с самого начала «Беглец» насыщается все более и более странными деталями, придающими ему, мягко говоря, неоднозначность. До уровня романов Джона Ле Карре о сюрреалистичности, а то и идиотизме геополитической шпионской «войны в зеркалах» он не возвышается, но все же.

Первая странность — обстоятельства, при которых Том, спешащий в Лондон на выпускной вечер дочери и развод с женой, получает новое задание. Происходит это на расслабленной вечеринке в Дубае, куда он заглядывает на полчаса к старому другу Роману. Тот выгребает из сейфа пачку за пачкой доллары и уговаривает. Ну, типа, чего тебе стоит смотаться на три дня в Афганистан, перейти иранскую границу, взорвать все к чертовой матери и поспеть к дочке. Это так в прекрасном новом мире работают спецслужбы? Интересно.

Далее выясняется не только то, что все разграблено, предано, продано и Тому с напарником Мохаммедом-«зовите меня просто Мо» надо срочно преодолеть 600 км до Кандагара, где его ровно минуту будет ждать британский транспортник. Но и то, что за одиссеей шпионов наблюдают с равным интересом не только кинозрители, но и патроны ЦРУ. На огромном экране они потребляют, хорошо еще, что без попкорна, все перипетии погони через пустыню. Аплодируют, сопереживают, восхищаются, но до финальных минут никак не помогают провалившемуся агенту.

Читать также:
Пять колец, один конец

В погоне за Томом участвуют все фигуранты афганского конфликта, используя при этом вертолеты, тяжелые минометы и эскадры джихадмобилей. Иранские контрразведчики во главе с печальным интеллигентным усачом. Пакистанская разведка, делегирующая экстравагантного байкера-пижона, затянутого в черную кожу и грезящего о европейской культуре. Игиловцы (ИГИЛ признано террористической организацией и запрещено в России.— “Ъ”) и талибы, а также выдающий себя за игиловцев таинственный «афганский спецназ». Самые колоритные из участников этой, как постепенно становится понятно, не шпионской драмы, а плутовской трагикомедии — таджикские повстанцы, раскинувшие шатры поперек пустыни. На дастархане — дорогой виски, в усах — сигары, бойцы фоткают селфи на фоне свежерасстрелянных врагов.

Вся прелесть интриги в том, что никто из фигурантов не руководствуется идейными соображениями. Только бизнес, ничего личного. Просто голова Тома оценена так высоко, что кто первый его поймает, тот и сумеет перепродать на шпионском рынке тому, кто предложит самую большую цену. Вспоминается очерк Эдуарда Лимонова о его встрече с одним из руководителей коммунистического Афганистана, которому посчастливилось найти убежище в России. Тот поучал писателя: «Пойми, Эдуард, афганца невозможно купить. Его можно только перекупить». Вот-вот, фильм именно об этом.

Впрочем, почему же только афганца? Сам Том честно работал на британскую разведку, пока его не перекупили американцы. Кто без греха, пусть бросит в него камень. В какой-то момент, уже пережив полдюжины отменных кровопролитий, герои начинают вдруг изрекать банальные, но жгуче актуальные истины. Том делится наболевшим с Мо. Типа, раньше войны велись за победу, а теперь ведутся ради того, чтобы длиться как можно дольше. Подразумевается, что ведутся они исключительно ради наживы. Кто бы сомневался. Но законный вопрос, зачем же таким проницательным парням, как Том, снова и снова возвращаться на театр военных бизнес-действий, повисает в воздухе. Впрочем, ах да, дочке же нужны деньги на выпускной бал и на поступление в хороший колледж. Это, конечно, все объясняет и оправдывает.