Ежедневные новости о ситуации в мире и России, сводка о пандемии Коронавируса, новости культуры, науки и шоу бизнеса

Мыши на поводке

Глюк’оZа стала единой в двух лицах

С разницей в неделю вышли в свет две песни, исполнитель которых указан в цифровых сервисах как Глюк’оZа,— сначала «Хулиганка», потом «Мыши». При этом не только авторы, но и фактические исполнители у двух песен на самом деле совершенно разные. Глюк’оZа — мультяшный проект Максима Фадеева, запущенный в начале 2000-х. О новых мотивах в творчестве композитора и продюсера рассказывает Игорь Гаврилов.

Мыши на поводке

«Хулиганку», ранее известную в исполнении Любы Успенской, выпустила Наталья Чистякова-Ионова, которая, после того как персонаж перестал быть только рисованным, олицетворяла Глюк’оZу на концертах и в телевизионных шоу. После декабрьского скандала с «голой вечеринкой», в которой участвовала и госпожа Ионова, создатель Глюк’оZы Максим Фадеев поспешил напомнить подписчикам своих соцсетей о том, что Ионова с ним не сотрудничает. Композитору важно было сообщить также, что Наталья Ионова дискредитирует концепцию проекта не только музыкальным материалом, который она выпускает в последние годы, но и публичными появлениями на подобных мероприятиях. В связи с этим он принял решение о возобновлении проекта Глюк’oZa «в его первозданном виде». «Она [Ионова] пытается имитировать мой креатив»,— писал господин Фадеев, имея в виду под креативом анимационного персонажа, в котором на раннем этапе легко просматривалось сходство с Gorillaz.

Заявление Фадеева, надо полагать, достигло цели. Ассоциаций с вечеринкой удалось избежать, бизнес не пострадал, извиняться перед народом за подопечную, пусть и бывшую, не пришлось. Впрочем, и самой Наталье Ионовой участие в сомнительном мероприятии большого ущерба не нанесло. Судя по ее соцсетям, активность артистки не снизилась, градус оптимизма только растет, в отличие от других гостей Насти Ивлеевой, которые столкнулись с отменами концертов и телешоу.

Примечательно, что за выходом «Хулиганки» реакция Максима Фадеева на тему использования бренда «Глюк’оZа» не последовала — хотя к своей интеллектуальной собственности он обычно относится очень трепетно. Продюсер, вероятно, был увлечен новым образом своей героини, которая теперь снова существует как мультперсонаж и похожа в нынешнем обличье на старуху Шапокляк в молодости. Есть ощутимая разница в вокале: фадеевская Глюк’оZа поет более привычным для публики голосом, голос в «Хулиганке» неуловимо напоминает Алену Апину.

В своем декабрьском заявлении Максим Фадеев сказал, что проект Глюк’оZа создавался для детей. Текст же его новой песни «Мыши» выглядит следующим образом: «Ну, что, привет Европа. // Ну как вам там без нас? // Накрыло полной опой, // или нормал сейчас? // У вас, конечно, круто, // но у меня мечта: // чтобы по вашей опе // ремнями а-та-та» (орфография и пунктуация с официального YouTube-канала рекорд-лейбла Максима Фадеева). Во втором куплете лирическая героиня опять обращается к Европе: «Мы вроде бы дружили. Ты снова за своё». И в конце концов просит недружественную часть света: «Голубушка Европа, ты гадить прекрати». В общем, если Наталья Ионова сегодня мягко перемещается из поп-цеха в цех шансона, то Максим Фадеев делает из детского персонажа злобную училку, которая проводит для детей политинформацию.

Читать также:
Бородинская панорама

В 2008 году Фадеев каламбурил на тему «Европа — опа» во вполне дружелюбном ключе и даже снял как режиссер клип на песню Глюк’оZы-Ионовой «Танцуй, Россия». «Опа» у нее там, если помните, была «самая красивая». Сейчас, когда про «голую вечеринку» уже все забыли, а Григорий Лепс исполняет на событиях государственного значения фадеевскую песню «Родина-мать», господин Фадеев все равно даже в детском проекте не может себе позволить быть вне повестки или просто дурачиться.

При всем том речь идет об одном из самых эрудированных и новаторски настроенных продюсеров своего поколения, человеке, чьими ориентирами были Питер Гейбриел и Massive Attack. О Фадееве — музыкальном революционере подробно и увлекательно рассказал в своем недавнем фильме «Максим Фадеев. Сложнее, чем кажется» журналист Николай Редькин. Там у него и Линда, и Total, и «Мой мармеладный» из репертуара Кати Лель — вирусный хит 2023 года. Но повествование заканчивается в 2004 году, и то, что было дальше,— совсем другая песня.

Жизнь поп-музыки в сегодняшнем идеологическом поле непредсказуема. Например, песни группы «Агата Кристи» «Моряк» и «Опиум для никого» признаны в России пропагандой наркотиков, несмотря на то что участником группы был один из главных патриотов теперешней отечественной рок-сцены Вадим Самойлов. Альбом Линды «Ворона», стопроцентное детище Максима Фадеева, остается одной из вершин отечественной поп-музыки, но вопросы к песне «Марихуана» и готическому (или, как писали в 90-е, героиновому) шику всего проекта сформулировать несложно. Да даже и почти невинная «джага-джага» при должном усердии запретителей может попасть в опалу.

Что можно сказать точно: в компьютере Максима Фадеева все еще есть убойные хуки. Припев первой песни обновленной Глюк’оZы «В стеклянном доме живут мыши…» звучит как пересаженный из какого-то другого, совсем не «политического» номера и при этом застревает в памяти намертво с первого прослушивания.