Умер Иосиф Бакштейн 12 января в Лондоне на 79-м году ушел из жизни Иосиф Бакштейн — искусствовед, художественный критик, куратор и культуролог. Он был и останется одной из ключевых фигур советского, а потом и российского современного искусства. Иосиф Бакштейн умер в больнице, как сообщили родные, легко и без мучений. Тяжелая болезнь, преследовавшая его последние годы, измучила тело, но не уничтожила его разум и жизнелюбие. На родине его помнят не только важным куратором, одним из создателей Московской биеннале современного искусства, но и обаятельным молодым человеком, непременным членом банды московских концептуалистов, другом Ильи Кабакова и Бориса Гройса, влиявшим своим примером на несколько поколений художников. Его образование выглядело от этого очень далеким. В 1968 году Иосиф Бакштейн окончил Московский институт электронного машиностроения, работал инженером-электронщиком и даже старшим научным сотрудником экспериментального отдела Архитектурного института имени Б. С. Мезенцева. Институт проектировал «зрелищные здания и спортивные сооружения», что родило у компании молодых проектировщиков, сидевших в то время в Донском монастыре, мем об «Институте церковных зданий и синагогальных сооружений». В 1985 году, окончив аспирантуру Института социологии РАН, Иосиф Бакштейн стал кандидатом философских наук, но совершенно не собирался ограничиться ролью ученого. Он имел выдающийся дар организатора, художественного куратора еще в те времена, когда мы не слышали о такой профессии, точнее, о таком призвании. Благодаря структурному мышлению и виртуозному умению менять стратегию, Бакштейн смог срежиссировать и преподнести зрителям сложнейший пласт культуры, требующий неформального подхода, высокой образованности и широты взглядов. Читать также:Переход на галичности С конца 1980-х годов Иосиф Бакштейн начал организовывать и курировать в Москве выставки молодого независимого искусства. В частности, был исполнительным директором и куратором легендарного Клуба авангардистов (КЛАВА), знаменитого своими выставками-акциями, проходившими в самых необыкновенных местах. Среди проектов клуба — экспозиция «Баня», развернутая в мужском отделении Сандуновских бань (1988), и выставка в Бутырской тюрьме (1992), обе курировал Бакштейн. Его детищем стала Московская биеннале, которая впервые состоялась в начале 2005 года. Бакштейн взял на себя обязанности куратора-координатора (2005, 2007) и комиссара (2007–2016). На этом посту, до тех пор пока он не был вынужден с ним расстаться, он открывал российское современное искусство, а России показывал пример того, как искусство современное и актуальное нужно выставлять. Этот период художественной открытости миру запомнился во многом благодаря его усилиям и благодаря собранной им блестящей команде международных кураторов. Он возглавил в Москве Институт современного искусства, расположившийся в легендарной мастерской Ильи Кабакова под крышей дома «Россия» на Сретенском бульваре. Не так давно этот институт стал носить его имя, чего Иосиф Бакштейн, разумеется, заслуживает. Недаром в изданном Словаре терминов Московской концептуальной школы он давно превратился в особый термин, данный философом Михаилом Рыклиным: «Бакштейн-функция — универсальный оператор актуальности в кругу московского концептуализма…»